Неопознанный летающий язык
В прокате — «Прибытие» В прокат вышла научно-фантастическая драма «Прибытие» Дени Вильнёва о появлении на Земле космических кораблей с общительными пришельцами на борту. Почему этот фильм, амбициозный в концепции и экстраординарный в исполнении, удивит зрителя, рассказывает ЕЛЕНА КРАВЦУН. Из-за трейлера кажется, будто «Прибытие» — стандартный Sci-Fi-фильм про вторжение инопланетных захватчиков. Чтобы понять, насколько далеко на самом деле канадский режиссер Вильнёв, снимающий в Голливуде, отошел от клише, надо забыть про трейлер и смотреть картину целиком. В кино обычно появление посланцев из космоса сопровождается массовой истерией и ответными насильственными акциями землян. Разобраться, кто такие инопланетяне и как они живут, никто даже не пытается, да и времени на это нет. Появление гигантских зловещих гептаподов в «Прибытии», безусловно, создает панику среди населения, но действие разворачивается совсем не так, как обычно. В отличие от экшенов на эту тему, фильм бросает вызов самому нашему представлению о том, как разумные инопланетные существа могли бы мыслить. Похожее чувство оставалось после просмотра ленты Роберта Земекиса «Контакт», в которой роль ученого эксперта играла тоже женщина (Джоди Фостер), вступавшая в коммуникацию с инопланетянином. Земекис тогда снял притчу о любви и смерти, упакованную в научную фантастику, Вильнёв спустя 28 лет сделал почти то же самое. У него профессора лингвистики Луизу Бэнкс, специализирующуюся на редких языках, играет Эми Адамс («Афера по-американски», «Большие глаза»). Когда в небе над штатом Монтана появляется неопознанный летающий объект (а потом выясняется, что такие же штуки возникли еще в 11 местах по всему миру), старший военный чиновник Вебер (Форест Уитакер) вспоминает, что когда-то Луиза помогла разведке с переводами на фарси, и решает рекрутировать ее для налаживания коммуникации с представителями внеземной цивилизации. Помогать ей будет физик-теоретик, роль которого исполняет Джереми Реннер. Чтобы задать пришельцам главный вопрос, зачем они здесь, ученым придется сначала разобраться, как инопланетяне общаются, а в процессе понять многое про самих себя. Сценарий «Прибытия» основан на отмеченном наградами коротком рассказе 1998 года «История твоей жизни» Теда Чана. В своем произведении он сосредоточивается на концепции лингвистической относительности или гипотезе Сепира—Уорфа, говорящей о том, что структура языка непосредственно влияет на процессы мышления или познания. В фильме эта гипотеза играет ключевую роль в том, как профессор Бэнкс пытается расшифровать неведомый язык инопланетян. По сути, она действует, как Шелдон из сериала «Теория Большого взрыва», который советовал игрокам в боулинг: «Думай как мяч, будь мячом!» Эми Адамс царит в «Прибытии» с первого и до последнего кадра, это ее фильм. Как и в «Интерстелларе», семейные отношения играют здесь большую роль. Взвалив на свои плечи такую махину, Адамс успевает точно показать эмоциональную хрупкость, личную потерю, чувство удивления с интимной тонкостью. Недаром ей уже прочат премию «Оскар» за эту работу. В изображении инопланетян мастер полутонов Вильнёв, снявший такие великолепные картины, как «Пленницы» и «Убийца», сохраняет уровень неопределенности, достаточный, чтобы зритель чувствовал страх и напряжение почти все время. Просмотр «Прибытия» подобен созерцанию огня в камине: вроде бы ничего не происходит, но само наблюдение за тлением действует гипнотически. По мере того как вертолет ученых приближается к месту событий, инопланетный корабль медленно и величаво выползает из стелящегося по долине тумана. Таких выверенных красивых кадров в «Прибытии» создатели припасли еще много. И все это под завораживающий саундтрек, вышедший из-под пера исландца Йоханна Йоханнссона, который с помощью диджериду и ультранизких звуков сумел создать тревожную атмосферу тайны и гибели богов. С точки зрения науки в фильме есть несколько забавных необъяснимых сюрпризов, как, например, изменение гравитации внутри инопланетного корабля или отсутствие колебаний электромагнитного поля вокруг него, однако все остальное выглядит аккуратно выверенным и не вызывает сомнений. Безусловно, в будущем картина займет свое место в одном ряду с такими классическими научно-фантастическими лентами, как «День, когда Земля остановилась», «Солярис» и «Контакт». Для Вильнёва же этот фильм — генеральная репетиция перед «Бегущим по лезвию 2049», который он должен выпустить к октябрю следующего года. Величие «Прибытия» и неуклонный рост Вильнёва как режиссера дает надежду, что сиквел культовой картины 1982 года может получиться по-настоящему захватывающим.