Якутский триллер "Мой убийца": кино с окраин в большом прокате
Павел Гайков, специально для МИА "Россия сегодня" В российском широком прокате впервые идет фильм, снятый в Якутии. О том, что в Якутии снимают кино, и оно успешно, профессионалы говорят уже несколько лет. Теперь региональный феномен вышел на глобальный уровень. В середине октября все центральные российские СМИ написали о том, что якутский фильм "Мой убийца" стал номинантом на "Золотой глобус". Как выяснилось позже, триллер лишь был подан на рассмотрение отборочной комиссии, а список претендентов на премию станет известен только 10 декабря. Но сладкое послевкусие от новости все равно осталось. rightСовершенно незаметно в регионе, который у многих ассоциировался с оленеводством, мамонтами и добычей полезных ископаемых, развилась собственная киноиндустрия со своими знаменитостями. Фильмы на якутском языке в первую очередь удивляют самим фактом своего существования. Довольно бесхитростные по сюжету и производственным решениям — в основном боевики и комедии. Считается, что в России сегодня есть два пути для тех, кто хочет снять кино и выпустить его в кинотеатры. Один ведёт в Фонд кино, другой — в Министерство культуры. Без господдержки в том или ином виде не выходит ни один мало-мальски значимый российский кинопроект. Кадры из фильма "Мой убийца", реж. Костас Марсан Любое исключение из этого правила — как, например, фильм "Коллектор" с Константином Хабенским — автоматически становится событием. Производственные новости из регионов редко могут чем-то порадовать. "Ленфильм" упоминается в основном как студия, которую всеми силами пытаются спасти и отстроить заново, но успешными коммерческими проектами она пока не отмечена. В полном запустении находится прежде гремевшая на весь Союз Свердловская киностудия. Когда-то мощные центры кинопроизводства в отделившихся республиках сегодня также мало чем могут похвастаться. rightНа этом фоне на краю земли, среди вечной мерзлоты, появляется своя собственная киноиндустрия, продукция которой начинает конкурировать с многомиллионными голливудскими экшенами и раскрученными федеральными проектами. Пока что, в основном, в местных кинотеатрах, но кто знает, что будет завтра? В конце прошлого года в Якутию впервые прилетела съёмочная группа одной из российских студий-мэйджоров, чтобы снять сцены для большого отечественного проекта "Он — дракон". Картина выходила в прокат в декабре прошлого года более чем на тысяче экранов по всей стране и стала хитом в Китае. Кадры из фильма "Мой убийца", реж. Костас Марсан Теперь наступил тот исторический день, когда в российский прокат вышел фильм, целиком произведенный в Якутии — и на этот раз сделанный вроде бы действительно классно. Фильм "Мой убийца", рассказывающий о расследовании одного запутанного убийства, поначалу легко спутать с каким-нибудь корейским или японским триллером. Продвижение якутского кино — не единственный успешный пример национального кинематографа, который некогда воспринимался как провинциальная экзотика. В начале 2000-х питерская студия "Алибастер" прославилась среди киноманов своими трэш-фильмами, действие которых было связано с Бурятией и местной культурой. Тогда казалось, что ничего более безумного, чем бурятское кино и представить себе невозможно. Не прошло и десяти лет, как независимый бурятский фильм вошел в топ самых прибыльных отечественных кинопроектов. Кадры из фильма "Мой убийца", реж. Костас Марсан В 2015-м году лента "Решала 2" — продолжение суперпопулярного в Бурятии "пацанского" боевика — при заявленном бюджете порядка 100 тысяч долларов собрал в местных кинотеатрах свыше 400 тысяч. Это позволило ему конкурировать по прибыльности с такими федеральными грандами, как "Духless 2", "Три богатыря. Ход конем" и "Самый лучший день", бюджеты которых составляли несколько миллионов долларов. rightВ случае с бурятским кинопромом проверить достоверность объявленных цифр довольно сложно. Но успех проекта косвенно подтверждает и то, что его создатели, заручившись поддержкой известных московских продюсеров и дистрибьюторов, решили выпустить еще одно продолжение — боевик "Эластико" с участием популярного российского актёра Владимира Епифанцева. Часть съёмок прошла в столице, в том числе на недавно построенном стадионе московского "Спартака". В российский прокат "Эластико" выходит 24 ноября. "От создателей дилогии "Решала" — гордо гласит надпись на рекламном постере. И трейлер, надо сказать, оставляет самые приятные впечатления — если вы, конечно, поклонник жанра. Снять подешевле, продать подороже, повторить операцию несколько раз. И так, пока о вас не узнают по всей стране и не выдвинут в качестве возможных претендентов на номинацию "Золотого глобуса". Этот внешне незамысловатый секрет успеха сегодня почему-то удается воспроизвести только в самых удаленных от Москвы уголках России. Во всем мире региональный кинематограф бросает вызов глобальному. Чтобы подтвердить этот тезис, не обязательно вспоминать достижения Индии или Китая, опережающих Голливуд по количеству выпускаемых фильмов или объёму рынка. Кинематографии этих регионов также разделяются на этнические подгруппы. Кадры из фильма "Мой убийца", реж. Костас Марсан Помимо всем известного Болливуда, где снимают, в основном, хиндиязычное кино, в Индии, например, прекрасно чувствует себя тамильское, бенгальское и другое местное кино. В Африке примером для подражания многим служит "Нолливуд" — нигерийский кинематограф. Его представители сами снимают на дешевые камеры низкопробные боевики со спецэффектами домашнего пошиба. При просмотре этих фильмов западный зритель с улыбкой вспомнит, как баловался хэндикамом у себя на заднем дворе. А вот в Африке билеты на такое кино неплохо расходятся. Продают их те же люди, что и стоят за камерой. Никто не знает местного зрителя так же хорошо, как тот, кто живет с ним в соседнем дворе. Главное — верить в себя и помнить о своих корнях, быть честным с собой и окружающими, и тогда, может быть, однажды вы проснетесь если не номинантом на "Золотой глобус", то хотя бы национальной знаменитостью.