Царь, киллер и монах: самые знаковые роли Виктора Сухорукова
Его фильмография насчитывает более 80 фильмов, в каждом из которых он предстает перед зрителем мастером перевоплощений. Бандит или император Павел, монах Филарет или вождь Третьего рейха Гиммлер – Виктор Сухоруков способен украсить своей игрой любой фильм и поставить его на высоту, которая называется искусством. Сегодня, в день 65-летия выдающегося актера, «МИР 24» вспоминает его самые яркие и впечатляющие роли в кино. «Бакенбарды» (1990) Сухоруков пришел в мир большого кино из театра, и получить этот заветный пропуск ему удалось только в 1990 году. Режиссер Юрий Мамин, ученик Эльдара Рязанова, решил отдать ему главную роль в комедийном фильме «Бакенбарды». В элегантном костюме, с шейным бантом, в белых перчатках и с тростью – в таком эпатажном виде 40-летний Сухоруков пришел в кинематограф. Этот момент в жизни актера звучит почти как анекдот: Режиссер Студенников, знавший Сухорукова по работе в театре на Литейном, привел его знакомить с Маминым. Виктор, которому никогда не была свойственна чопорность, тут же накинулся на Студенникова с воплями: - Зачем вы меня тревожите? Все равно снимать не будете! Только нервы измотаете, и я уйду в запой! - кричал Сухоруков на обоих режиссеров. - Вот такого сумасшедшего как раз я и буду снимать! – сказал Мамин в ответ. Свое обещание он сдержал. Вместе с Сухоруковым в этом фильме дебютировали десятки других неизвестных и талантливых актеров. Картина повествует о кружке «пушкинистов», который решает навести порядок в провинциальном городке Заборске. Члены этой группировки заменяют в городе коммунистические лозунги на цитаты из Пушкина, оборудуют «агит-вагон», проводят всевозможные пушкинские торжества, а тех, кто пытается помешать им, нещадно секут тростью. Радикально настроенные «пушкинисты» устанавливают контакт с партийным руководством города, но этого доверия хватает ненадолго, и вскоре власти решают ликвидировать организацию. По словам Мамина, поводом для написания сценария к фильму послужила листовка национал-патриотического общества «Память», которое возникло в это время в Ленинграде. «Брат» и «Брат-2» (1997; 2000) За фразы «Сенкью вери мач. Вот уроды!» и «Русские не сдаются!» Сухорукова полюбила вся постперестроечная Россия. Романтическо-криминальная сага из двух частей, снятая в 1997 и 2000 годах, на довольно продолжительный период закрепила за актером амплуа бандита и отщепенца. При этом «Брат» был не первой картиной, в которой Сухоруков снялся у Балабанова: народному шлягеру предшествовал дебютный фильм Балабанова 1991 года «Счастливые дни», снятый по мотивам произведений ирландского писателя-абсурдиста Сэмюэла Беккета. Прежде, чем отдать Сухорукову главную роль в своем режиссерском дебюте, Балабанов перепробовал семь актеров, которые были на тот момент лучшими в Ленинграде. Роль киллера Виктору далась легко. На тот момент он уже хорошо понимал режиссерский характер Балабанова, горячо любил его как человека. Сухоруков считал, что магия, которая побуждает сегодня зрителей пересматривать «Брата» раз за разом, связана с некоей особенностью, которая чудесным образом связывает одно поколение русских людей с другим. «Он пронизан воздухом Ленинграда 1990-х. Смотрю, и до сих пор комок в горле. Как у Мандельштама: «Я вернулся в мой город, знакомый до слез», - говорил о культовой кинокартине Сухоруков в одном из своих интервью. Сухоруков никогда не отрицал, что роль в «Брате» подбросила его и в популярности, и в востребованности, и в узнавании. «Буду нескромен. Меня узнали во всем мире благодаря фильмам Балабанова. Однажды я сделал себе подарок и по случаю юбилея поехал в Италию, где прежде не бывал. Сажусь на лодку, чтобы плыть из Венеции на остров Мурано. И там меня окликает парень из Словении: «Виктор! Я вас узнал. Брат!» Таких неожиданных встреч у меня было много», - вспоминает Сухоруков о том, как к нему пришла слава. Иногда, рассказывая о народной любви к его актерской игре в «Брате», он делится более короткой историей - забавным случаем, который приключился на севере. «Один якут попросил дать автограф фломастером на рогах оленя. Вот, что значит популярность!» - смеется актер. Когда раздача автографов стала делом привычки, актер, иронизируя над собственной славой, стал подписываться «Виктор-брат-Сухоруков». «Бедный, бедный Павел» (2003) Возможно, Сухоруков мог долго и убедительно играть отрицательных персонажей, но это было бы несправедливо по отношению к его таланту. В 2003 году Виталий Мельников пригласил его на главную роль в эпической картине «Бедный, бедный Павел». Фильм посвящен 300-летию Петербурга и повествует о трагической судьбе российского императора Павла Первого. Новая художественная трактовка образа императора требовала нетривиального исполнения. Сухоруков без раздумья согласился на предложение режиссера. Еще бы, ведь ему так хотелось переубедить зрителя в том, что он умеет играть только бритоголовых, порочных, отрицательных людей. «Я был очень счастлив, и буквально ошарашен этим предложением - я ведь никогда таких ролей не играл! Наконец-то появился шанс доказать, что я не только отморозок, не только урод!» - говорил про эту роль актер. Павел Первый представлен в этой картине мечтателем и безумцем, юность которого – заметный недостаток. Он толком не знает страны, доставшейся ему в управление. Примечательно, что роль павловского ставленника, барона (а потом графа) Петр Палена, который плетет заговор вокруг инфантильного царя, досталась Олегу Янковскому. Сухоруков любит вспоминать, как они работали на одной съемочной площадке. «Я ощущал помощь Олега Ивановича даже на каком-то духовном уровне. Нам все удавалось с первого раза, что является мистикой. Такого в кино практически не бывает. Словно сам император Павел помогал нам. Мы были с Олегом Ивановичем в разных творческих категориях. И к тому же разное воспитание и разное окружение. Но он оказался потрясающим и профессиональным партнером», - вспоминал Виктор. «Бедный, бедный Павел» удостоился премии «Ника» за лучшую мужскую роль. «Остров» (2006) Фильм-событие, фильм-проповедь, правдивая философская притча - вторили как один кинокритики после выхода «Острова» Павла Лунгина, хотя были среди них и те, кто осуждал режиссера за псевдорелигиозность. Виктор Сухоруков сыграл в этой картине настоятеля монастыря отца Филарета. Его коллегами по съемочной площадке были именитые Петр Маманов и Дмитрий Дюжев. «Он играл много отрицательных персонажей, каких-то садистов, и среди этих ролей я вдруг разглядел его детскую душу, увидел, что он как дитя может жить на этом острове. Сцену со сжиганием сапог в этом фильме он сыграл просто блестяще», - говорил Лунгин об актерской игре Сухорукова. Картина снималась в городе Кемь в Карелии, на берегу Белого моря. Специально для фильма в этой местности была построена церковь. После окончания съемок ее подарили городу. Художественное повествование «Острова» переносит нас в 1976 год, в отдаленный северный монастырь. По словам Лунгина, кадры с кельей отца Филарета - чуть ли не единственные светлые и солнечные во всем фильме. Монах, которого играет Сухоруков, очень терпеливый и добрый - в каком-то смысле полная противоположность тем отрицательным персонажам, которых он сыграл ранее. «Рай» (2016) События фильма «Рай» с участием Виктора Сухорукова, который выйдет в широкий прокат в начале будущего года разворачиваются во время Второй мировой войны. В нем переплетаются три судьбы — русской эмигрантки Ольги, аристократки, участницы французского Сопротивления, француза-коллаборациониста Жюля и немца Хельмута, высокопоставленного офицера-эсесовца. Приглашение Андрея Кончаловского на съемки фильма было для Сухорукова неожиданностью. Небольшая, но очень ответственная – так актер охарактеризовал свою роль вождя Третьего рейха Генриха Гиммлера. «Это редкий случай в моей практике, когда я не читал сценарий. Я даже не знал, о чем эта история. Среди ночи мне позвонил Кончаловский. Я, конечно, был приятно удивлен. Он сказал: «Я не сомневаюсь, что ты эту роль сыграешь». Когда я приехал на фотопробы на «Мосфильм», в зеркале на меня смотрел Гиммлер – эту роль мне предложил Кончаловский», - рассказал актер в эфире «МИР 24». Главный эпизод с участием Сухорукова снимался в немецком Нюрнберге на старинной карандашной фабрике. На 73-м международном Венецианском кинофестивале фильм получил награду «Серебряный лев». Алла Смирнова