Дмитрий Астрахан: «Пусть жены возьмут в охапку мужей — и в кинотеатр!»
На экраны выходит комедия «Любовь без правил» Дмитрия Астрахана. По сюжету, в маленьком провинциальном Зареченске жены перессорились с мужьями, и местный мэр (Виктор Васильев) в отместку организует на противоположном берегу реки санаторий для мужчин со «спецуслугами». Накануне премьеры корреспондент «Известий» встретился с режиссером и поговорил о «народном кино» и семейных проблемах. — В вашем новом фильме действие опять происходит в вымышленном городе Зареченск, который у вас периодически появляется с 1990-х годов. Это ведь неслучайно? — Как-то так сложилось. Олег Данилов, мой постоянный сценарист, однажды придумал этот Зареченск, мне понравилось, так и стало традицией. Это такой собирательный образ провинциальной России, некий типичный российский городок. Какой-то цельной мифологии за ним не стоит. Там просто живут наши герои. — У вас не только город один и тот же, но и актеры часто играют одни и те же. — Естественно, ты что-то проносишь по жизни. Некоторых актеров приглашаешь снова и снова. Постоянно возвращаешься к каким-то темам. «Любовь без правил» развивает семейную проблематику, что была в фильмах «Ты у меня одна» и «Подари мне лунный свет» — а именно, отвечает на вопрос: как настоящая любовь переносит все испытания, и переносит ли. По сути, мы сделали продолжение, но угол зрения другой. В сценарии фильм был обозначен как эротическая мелодрама, но прокатчики остановились на «народной комедии». Я, в общем, не против — термин сам по себе хороший. Если «народный» употреблять в том же духе, что «народная песня», «народный артист» и так далее. Правда, в последнее время у этого слова появился уничижительный оттенок. «Народное» — в смысле что-то примитивное, для малообразованного зрителя. Для меня же кино становится «народным», когда затрагивается проблема, волнующая большинство. «Любовь без правил» — как раз такое кино. Если в двух словах — оно о том, остается ли место любви, когда плотские отношения становятся предметом торга. — В споре жен и мужей вы сами на чьей стороне? — Конечно, я больше на стороне мужчин. Естественно, в фильме есть женские персонажи, которых я по-человечески понимаю, но в целом кино выступает в защиту мужей. Как ни странно, но в семейных отношениях женщина — активная сторона. Она легко может унизить мужчину, пусть в шутку, но тем не менее. Не дорос, не заслужил — мусор не вынес, в список «Форбс» не попал и прочее. И во что тогда превращается семейная жизнь? Может быть, прав был тогда Бальзак, который говорил, что брак — это узаконенная форма проституции? Эти вопросы непростые, хотя и поднимаются в форме комедии. Наш сюжет — гипербола, но это шарж на реальную жизнь. Знаете, после премьеры ко мне подошла жена Кости Крюкова, Алина, и сказала: «Я считаю, что этот фильм нужно раздавать в ЗАГСе на дисках всем, кто приходит регистрироваться». Для меня это лучший комплимент. Мне самому кажется, что наш фильм должны посмотреть как семейные люди, так и те, кто только собирается жениться. И пока не посмотрят — не расписывать (смеется). — Вы всегда снимали в каком-то смысле социальное кино, поэтому по вашей фильмографии можно изучать историю русского общества. Я говорю не только про хрестоматийных «Все будет хорошо» и «Контракт со смертью», но и про последние фильмы. Например, «Здесь живут добрые и хорошие люди» — про разлад интеллигенции с народом, «Деточки» были очевидной рифмой к «приморским партизанам». А теперь вдруг фарсовая эротическая комедия. — А я считаю, что «Любовь без правил» — высказывание не менее жесткое и не менее злободневное, чем «Деточки» — оно также бьет по болезням времени. Да еще каким! Мы живем в насквозь меркантильном мире, из-за чего страдает и семья. «Любовь без правил» — это, безусловно, комедия, но социальность никуда не исчезла. Жизнь — многогранна, и, естественно, мы в разных фильмах отражаем ее по-разному. Каждая тема диктует свой жанр. В этом смысле мы стараемся не повторяться. Следующим фильмом у нас, например, будет психологический триллер под рабочим названием «Игра». — Жанры разные, а какие-то любимые темы у вас есть, кроме семейного вопроса? — Наверное, есть тема межнациональных отношений — «Изыди!», «Из ада в ад». Тема русского народа — «Контракт со смертью», «Здесь живут добрые и хорошие люди», «Зал ожидания» и другие. Что еще? «Желтый карлик» с Александром Абдуловым был о несправедливости жизни — условно про то, что хороший человек всегда будет несчастным. Вообще, мне сложно анализировать собственное творчество. Это как спрашивать сороконожку, с какой ноги она начинает ходить — если задумается, сразу встанет на месте. Для этого есть критики и киноведы. Зато я могу точно сказать на счет моей сверхзадачи как режиссера. Мне хочется своими фильмами сделать мир лучше. Кино, я уверен, должно мотивировать на правильные поступки. Ведь как это происходит — я посмотрел «Пролетая на гнездом кукушки», и после этого, также как и герой Джека Николсона, хочу совершить подвиг, хочу противостоять унижению, защищать слабых. Такого же импульса я пытаюсь добиться и от своего кино. Арина Шарапова (она сейчас курирует в Общественной палате проект «Крепкая семья: проблемы и решения») сказала мне, что хочет, но пока не знает, как использовать «Любовь без правил» в этой программе, так как она дает правильную мотивацию. В общем, я уверен — что если жены сейчас возьмут в охапку мужей и потащат их в кинотеатры, наши семьи станут гораздо счастливее (смеется). Народный Астрахан Без преувеличения, все 1990-е годы прошли под знаком Дмитрия Астрахана. Утешительные мелодрамы «Ты у меня одна», «Все будет хорошо», жесткий триллер «Контракт со смертью», а также сериал «Зал ожидания» с Михаилом Боярским в роли первого российского дауншифтера полюбились массовой публике и были разруганы прессой. И хотя в 2000-е резонанс от картин Астрахана стал скромнее, режиссер не сбавляет темпы и выпускает по фильму каждые два-три года. Предыдущий его фильм, социальный триллер «Деточки» о несовершеннолетних мстителях из детдома, наделал много шума в кинематографических кругах, однако до широкого проката так и не добрался. «Любовь без правил», напротив, выходит в 600 кинотеатрах по всей стране.