Московская группа «Черный обелиск» отметила 30-летие в хабаровском кафе
«Черный обелиск» ударил тяжелыми риффами по стенам хабаровского музыкального кафе Crossroad. Действо проходило в рамках юбилейного тура группы по России, цена на билеты была весьма демократичной (1000 1200 руб.), поэтому я не особо раздумывал пойти или нет. Уже в фойе я встретил много знакомых, меломанов и музыкантов, людей разного возраста, объединенных интересом и любовью к музыке «ЧО». И пусть небольшой зал не был заполнен даже наполовину, зато здесь все были свои, атмосфера братская, слова песен всем известны, а потому контакт группы с публикой был полным… Группа «Черный обелиск» была создана в 1986 году молодым московским рокером Анатолием Крупновым, а название получила в честь любимого Толиком романа Эриха Марии Ремарка. Команда стала одним из первых советских коллективов, исполнявших heavy/thrash metal, к тому же лирику Крупнов писал на русском языке, что для тяжелых групп того времени было довольно необычно. Лидер «ЧО» был поистине одиозной фигурой. Во многом именно изза харизматичного Крупнова группу быстро заметили и полюбили. Дикий и необузданный, раздражительный и ранимый одновременно, Крупа был очень талантливым человеком. Всю лирику и большую часть музыки он тянул на себе. Лирика эта, поначалу грубоватая и резкая, с годами становилась всё изящнее и умнее, а образность ее была сродни классической русской литературе («А я леплю темный шарик из орловского хлеба. Я хочу быть как солнце, но не серым, как небо».) Да и музыка не была однозначной, в ней всегда слышалась славянская напевность, отголоски дворового романса, хватало здесь элементов панкрока и многого другого, на чем вырос Крупнов. Метания Крупнова сказывались не только на творчестве «Обелиска», но и на членах группы. Анатолий был деспотом, это усугублялось его пристрастием к алкоголю, а позднее наркотикам. Состав команды постоянно менялся (как говаривал Толик: «Я отпускал всех на каникулы...»), через нее прошел добрый десяток московских рокеров. Неугомонный Крупа то терял интерес к своей группе, то вновь собирал ее с новыми идеями и с новым составом. О широте его музыкальных вкусов говорит и то, что он сотрудничал со многими известными и не очень российскими группами. Приведу лишь два показательных примера: металлисты «Шах» и «Неприкасаемые» Гарика Сукачева, исполняющие русский рок. Да что там, Крупнова звали басистом в «ДДТ», его идеи в таких известных песнях Шевчука, как «Белая река» и «Российское танго». В середине 90х «Черный обелиск» вновь находился в подвешенном состоянии. Крупнов писал сольный альбом и подбирал музыкантов для новой группы «Крупский Сотоварищи», работал на радио, колесил по стране в составе разных команд (например, «Воскресенье»). С наркотиками и алкоголем он завязал, но здоровье всё больше подводило. 27 февраля 1997 г. он умер от сердечного приступа прямо в студии, где работал над новой музыкой. Мало кто ожидал, что в 2000 году по инициативе гитариста Дмитрия Борисенкова «Черный обелиск» вновь напомнит о себе и не просто напомнит, а на многие годы станет одним из лидеров российского независимого тяжелого рока. Тогда, в 2000м, фанаты «ЧО» разделились на две группировки, до сих пор ведущие жаркую полемику, можно ли считать нынешний «Обелиск» настоящим «Черным обелиском». Наиболее ярые противники современного состава «ЧО» утверждают, что группа невозможна без Крупнова, а всё, что делают нынешние участники команды (а это люди, в разные годы игравшие с Анатолием), совершенно не то. Честно говоря, я и сам не был уверен в правильности решения музыкантов «Обелиска», а потому первый новый альбом «Пепел» (2002 г.) слушал с некоторой опаской. Но он меня не разочаровал, как и всё, что вышло изпод рук мужиков из «ЧО» в последующие годы. Да, музыка стала другой, но и мир изменился, изменился подход к звуку. Неизменным осталось честное отношение к музыке и стихам, доставшееся ребятам от ушедшего друга, профессиональный подход к записи и живым выступлениям. …Борисенков шутил со слушателями, а песни шли одна за другой почти нонстопом. Сыграли крупновские хиты, современные песни «Обелиска» и даже совсем новую вещь из готовящегося к выходу альбома. Громкий, «жирный» звук, мощная голосовая подача Борисенкова, заводные мелодии - всё было как надо! На этом фоне почти никто не заметил, что поначалу почти не слышно было сологитариста, а у вокалиста постоянно отключались мониторы, изза чего он пару раз «не попал» в музыку. Живое выступление «ЧО» только укрепило мое мнение о том, что нынешний состав прямой наследник группы Крупнова. Ясно, что музыканты играли песни 80х в современной трактовке, но звучали они так же актуально и свежо, как и новый репертуар. А образы стихов Борисенкова словно продолжение поэзии Крупнова. В них то, что я бы без сомнения назвал настоящим патриотизмом: не тем пустым бахвальством по поводу мнимых достижений страны, но болью за эту страну и поиском путей выхода из сложных поворотов, уготованных всем нам общей нашей судьбой. Никуда себя не деть. Я дитя серпа и молота. И рождён, чтоб умереть Под орлами двухголовыми... Виктор Мамонтов (Реактор), специально для «МД XXI век»