Войти в почту

Московская группа «Черный обелиск» отметила 30-летие в хабаровском кафе

«Черный обелиск» ударил тяжелыми риффами по стенам хабаровского музыкального кафе Crossroad. Действо проходило в рамках юбилейного тура группы по России, цена на билеты была весьма демократичной (1000 ­ 1200 руб.), поэтому я не особо раздумывал пойти или нет. Уже в фойе я встретил много знакомых, меломанов и музыкантов, людей разного возраста, объединенных интересом и любовью к музыке «ЧО». И пусть небольшой зал не был заполнен даже наполовину, зато здесь все были свои, атмосфера братская, слова песен всем известны, а потому контакт группы с публикой был полным… Группа «Черный обелиск» была создана в 1986 году молодым московским рокером Анатолием Крупновым, а название получила в честь любимого Толиком романа Эриха Марии Ремарка. Команда стала одним из первых советских коллективов, исполнявших heavy/thrash metal, к тому же лирику Крупнов писал на русском языке, что для тяжелых групп того времени было довольно необычно. Лидер «ЧО» был поистине одиозной фигурой. Во многом именно из­за харизматичного Крупнова группу быстро заметили и полюбили. Дикий и необузданный, раздражительный и ранимый одновременно, Крупа был очень талантливым человеком. Всю лирику и большую часть музыки он тянул на себе. Лирика эта, поначалу грубоватая и резкая, с годами становилась всё изящнее и умнее, а образность ее была сродни классической русской литературе («А я леплю темный шарик из орловского хлеба. Я хочу быть как солнце, но не серым, как небо».) Да и музыка не была однозначной, в ней всегда слышалась славянская напевность, отголоски дворового романса, хватало здесь элементов панк­рока и многого другого, на чем вырос Крупнов. Метания Крупнова сказывались не только на творчестве «Обелиска», но и на членах группы. Анатолий был деспотом, это усугублялось его пристрастием к алкоголю, а позднее ­ наркотикам. Состав команды постоянно менялся (как говаривал Толик: «Я отпускал всех на каникулы...»), через нее прошел добрый десяток московских рокеров. Неугомонный Крупа то терял интерес к своей группе, то вновь собирал ее с новыми идеями и с новым составом. О широте его музыкальных вкусов говорит и то, что он сотрудничал со многими ­ известными и не очень ­ российскими группами. Приведу лишь два показательных примера: металлисты «Шах» и «Неприкасаемые» Гарика Сукачева, исполняющие русский рок. Да что там, Крупнова звали басистом в «ДДТ», его идеи ­ в таких известных песнях Шевчука, как «Белая река» и «Российское танго». В середине 90­х «Черный обелиск» вновь находился в подвешенном состоянии. Крупнов писал сольный альбом и подбирал музыкантов для новой группы ­ «Крупский Сотоварищи», работал на радио, колесил по стране в составе разных команд (например, «Воскресенье»). С наркотиками и алкоголем он завязал, но здоровье всё больше подводило. 27 февраля 1997 г. он умер от сердечного приступа прямо в студии, где работал над новой музыкой. Мало кто ожидал, что в 2000 году по инициативе гитариста Дмитрия Борисенкова «Черный обелиск» вновь напомнит о себе и не просто напомнит, а на многие годы станет одним из лидеров российского независимого тяжелого рока. Тогда, в 2000­м, фанаты «ЧО» разделились на две группировки, до сих пор ведущие жаркую полемику, ­ можно ли считать нынешний «Обелиск» настоящим «Черным обелиском». Наиболее ярые противники современного состава «ЧО» утверждают, что группа невозможна без Крупнова, а всё, что делают нынешние участники команды (а это люди, в разные годы игравшие с Анатолием), совершенно не то. Честно говоря, я и сам не был уверен в правильности решения музыкантов «Обелиска», а потому первый новый альбом «Пепел» (2002 г.) слушал с некоторой опаской. Но он меня не разочаровал, как и всё, что вышло из­под рук мужиков из «ЧО» в последующие годы. Да, музыка стала другой, но и мир изменился, изменился подход к звуку. Неизменным осталось честное отношение к музыке и стихам, доставшееся ребятам от ушедшего друга, профессиональный подход к записи и живым выступлениям. …Борисенков шутил со слушателями, а песни шли одна за другой почти нон­стопом. Сыграли крупновские хиты, современные песни «Обелиска» и даже совсем новую вещь из готовящегося к выходу альбома. Громкий, «жирный» звук, мощная голосовая подача Борисенкова, заводные мелодии - всё было как надо! На этом фоне почти никто не заметил, что поначалу почти не слышно было соло­гитариста, а у вокалиста постоянно отключались мониторы, из­за чего он пару раз «не попал» в музыку. Живое выступление «ЧО» только укрепило мое мнение о том, что нынешний состав ­ прямой наследник группы Крупнова. Ясно, что музыканты играли песни 80­х в современной трактовке, но звучали они так же актуально и свежо, как и новый репертуар. А образы стихов Борисенкова ­ словно продолжение поэзии Крупнова. В них то, что я бы без сомнения назвал настоящим патриотизмом: не тем пустым бахвальством по поводу мнимых достижений страны, но болью за эту страну и поиском путей выхода из сложных поворотов, уготованных всем нам общей нашей судьбой. Никуда себя не деть. Я дитя серпа и молота. И рождён, чтоб умереть Под орлами двухголовыми... Виктор Мамонтов (Реактор), специально для «МД XXI век»

Московская группа «Черный обелиск» отметила 30-летие в хабаровском кафе
© Молодой дальневосточник XXI век