Биография Ивана Пырьева
Советский кинорежиссер и сценарист Иван Александрович Пырьев родился 17 ноября (4 ноября по старому стилю) 1901 года в селе (ныне город) Камень-на-Оби Алтайского края в крестьянской семье. В 1904 году его отец был убит в драке, мать уехала на заработки. Иван жил в старообрядческой семье деда Осипа Комогорова, с восьми лет помогал по хозяйству, был пастухом. С 1915 года Пырьев воевал на фронтах Первой мировой войны в составе 32-го Сибирского полка. Был дважды ранен, награжден Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней. В 1918 году записался в ряды Красной армии и в партию. Сначала был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. Иван Пырьев стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге он три месяца под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе. В 1923 году окончил актерское и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской. Был актером 1-го Рабочего театра Пролеткульта и театра имени Мейерхольда. С 1925 года Иван Пырьев работал в кино – сначала сценаристом и ассистентом режиссера, затем режиссером. Принимал участие в написании сценариев ряда фильмов – "Оторванные рукава" (1928), "Будьте такими" и "Токарь Алексеев" (1931). Его первой режиссерской работой стала комедия "Посторонняя женщина" (1929), затем Пырьев снял фильм "Государственный чиновник" (1931). Следующая его картина "Конвейер смерти" (1933) рассказывала о судьбе трех немецких девушек в период борьбы с надвигающимся фашизмом. В фильме "Партийный билет" (1936) о враге советской власти, прикинувшемся партийным активистом, он достиг подлинного драматизма и детективной напряженности интриги. Лирическая музыкальная комедия о колхозной жизни "Богатая невеста" (1937) была встречена зрителями с большим энтузиазмом, определив для Пырьева выбор жанра и темы на годы вперед. Исполнительница главной роли Марина Ладынина вошла в число наиболее популярных советских актрис. В 1939 году на экраны вышла музыкальная комедия о жизни и труде колхозной молодежи "Трактористы", которая была отмечена Сталинской премией. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году, когда фашисты бомбили Москву, Иван Пырьев записался добровольцем на фронт, но приказом Сталина был возвращен на студию, чтобы доснять фильм "Свинарка и пастух" (Сталинская премия, 1942). Во время съемок фильма "Свинарка и пастух" В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Пырьев создал фильм "Секретарь райкома" (1942), в котором остался верным жанровому кино, показав партизанскую войну в духе приключения с элементами детектива. Затем режиссер снял музыкальную мелодраму "В шесть часов вечера после войны" (1944), полную предчувствия грядущей Победы. Картина была удостоена Сталинской премии в 1946 году. Его фильм "Сказание о земле Сибирской" (1948) был хорошо оценен прессой, продан в 86 зарубежных стран. Картина "Кубанские казаки" (1949) стала вершиной творчества режиссера на поприще музыкальной кинокомедии. Лирически-водевильный сюжет, песни композитора Исаака Дунаевского, которые сразу запела вся страна, счастливая колхозная жизнь хотя бы на экране — все это снискало картине всенародную любовь зрителей, уставших от ужасов пережитой войны и послевоенного лихолетья. Фильм получил премию международного кинофестиваля в Карловых Варах, в 1951 году был отмечен Сталинской премией. В 1951 году Пырьев создал два документальных фильма "Мы за мир" и "Песня молодости". В 1954 году он снял фильм "Испытание верности" в ключе сентиментальной семейной драмы, в котором в последний раз главную роль сыграла Марина Ладынина. Режиссер Иван Пырьев на съемках фильма "Кубанские казаки". 1948 год В 1950-1960-х годах режиссер обратился к творчеству Федора Достоевского, экранизировав его повесть "Белые ночи" (1960), романы "Идиот" (1958) и "Братья Карамазовы" (1968) в трех сериях. Во время работы над последней серией "Братьев Карамазовых" режиссер скончался, и она была закончена актерами Кириллом Лавровым и Михаилом Ульяновым. Картина была номинирован на премию Американской академии киноискусства "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке, получила специальный приз Московского международного кинофестиваля. Пырьев был автором сценариев большинства своих фильмов. В 1955-1957 годах он был директором киностудии "Мосфильм", в 1959-1968 годах — художественным руководителем Второго творческого объединения "Мосфильма" ("Луч"). В 1957-1965 годах был председателем оргкомитета Союза кинематографистов СССР. 7 февраля 1968 года Иван Пырьев скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Творчество режиссера было отмечено многочисленными наградами. Он был удостоен трех орденов Ленина, четырех орденов Трудового Красного Знамени. Лауреат Сталинской (Государственной) премии I степени (1941, 1948), Сталинской премии II степени (1942, 1943, 1946, 1951). Награжден Премией Труда и Премией за лучший цветной фильм МКФ в Марианских Лазнях (1948), Главной премией МКФ трудящихся в ЧССР (1948), Премией Труда МКФ в Карловых Варах (1950), Второй премией Всесоюзного кинофестиваля (1959), специальным призом МКФ в Москве (1969, посмертно). Иван Пырьев был трижды женат. Его первой супругой была заслуженная артистка РСФСР Ада Войцик (1905-1982), от брака с которой родился сын Эрик Пырьев (1931-1970), сыгравший юного Ивана Грозного у Эйзенштейна в "Иване Грозном", впоследствии – режиссер музыкального фильма "Мелодии Дунаевского". Второй женой была народная артистка СССР Марина Ладынина (1908-2003). От этого союза у режиссера родился сын Андрей Ладынин (1938-2011) – кинорежиссер, сценарист, актер. Третьей супругой Пырьева была актриса Лионелла Пырьева (Скирда).