Болгарские кинематографисты увековечили советские часы
57-й Международный кинофестиваль в Салониках завершился победой венгерского фильма «Смерть на колесах». Это едва ли не крупнейший киносмотр не только в Греции, но и на Балканах. В его программе - 221 картина. Весь город охвачен кинематографическим настроением. На улице бойко работает продавец лотерейных билетов. Чтобы привлечь покупателей, он рассказывает о чудодейственной силе своего товара: приобретешь билет - станешь как Аджелина Джоли. Фестивальный центр обосновался в порту, где когда-то находились рыбные склады. В одном их них организовали выставку, посвященную фильму Тео Ангелопулоса «Пыль времени». Фотограф запечатлел греческого классика и его актеров - Мишеля Пикколи, Ирен Жакоб, Уиллема Дефо, Бруно Ганца на съемочной площадке в Берлине в 2008 году. «Пыль времени» создавалась в копродукции Греции, России, Германии и Италии. Бесплатно посетителям предлагалась серия открыток – мини-копий тех работ, что висели на стенах. Ангелопулоса не стало в 24 января 2012 года при трагических обстоятельствах. Его сбил мотоциклист во время съемок фильма «Другое море», проходивших в южном пригороде Афин. Так человечество лишилось не только выдающегося человека, но и возможности увидеть законченной его трилогию, которая началась с «Плачущего луга» и «Пыли времени». События последнего относятся к 50-70-м годам прошлого века. Съемки проходили в Перми, Нижегородской области, Казахстане. Герои пережили ужасы Второй мировой, сталинские лагеря, были сосланы в Сибирь за то, что занимались любовью в трамвае. Главный приз фестиваля «Золотой Александр» после смерти Тео Ангелопулоса стал носить еще и его имя. А получила его венгерская картина «Смерть на колесах» Аттилы Тилля, уже отмеченная главным призом в Карловых Варах в конкурсе «К востоку от Запада» и выдвинутая от Венгрии на соискание премии «Оскар». Она - о 20-летнем парне и его друзьях, совершающих преступления в инвалидных колясках. История балансирует на грани вымысла и реальности, но своих исполнителей режиссер искал среди тех, кто перемещается в инвалидных колясках. В конкурсе участвовало 17 картин. И если несколько лет назад главных наград удостаивались здесь российские картины «Последний поезд» Алексея Германа-младшего и «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой, то теперь о России напоминала разве что дебютная британская лента «Леди Макбет» британского режиссера Уильяма Олдройда. Это экранизация повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Ее отметило своей наградой жюри ФИПРЕССИ. События другой конкурсной ленты - франко-греческой «Пересадки» (Stopover) - сестер Дельфин и Мюриель Колен происходят на Кипре (снимали в Греции), в пятизвездочном отеле на берегу моря, куда на три дня привезли на релаксацию французских контрактников, служивших в Афганистане. Среди них есть и девушки. За три дня на берегу моря с ними многое произойдет, но забыть о войне они не смогут. Одну из вояк сыграла 30-летняя французская певица и актриса Соко (настоящее имя – Стефани Соколински). Она и представляла фильм в Салониках, а также закрывала фестиваль дебютной картиной «Танцовщица» француженки Стефани Ди Джусто, где сыграла основательницу нового направления в танце Лои Фуллер. Ее партнершей стала 17-летняя дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради – Лили- Роуз Депп, которой посчастливилось сыграть юную Айседору Дункан. Лои Фуллер, родившаяся в американской глубинке, покорила Францию, где выступала в лучших салонах Европы и Парижской опере, использовала платье как крылья, а в руки брала шесты, доводя себя до истощения. Это правдивая история музы Родена, Тулуз-Лотрека, братьев Люмьер. Жюри возглавлял знаменитый иранский режиссер Амир Надери, покинувший свою родину в середины 80-х. Его синефильская картина «Cut» объехала многие фестивали. Она посвящена кино и снята в Японии. Герой картины – режиссер, неистово отстаивающий артхаус, навещает могилу японского классика Ясудзиро Одзу. В фильме увековечена сотня лучших фильмов, снятых на протяжении всей истории мирового кино. Среди них - «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова, «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна, «Андрей Рублев» Тарковского. А на стене у режиссера - портрет Александра Сокурова. Последняя по времени работа Надери «Гора» была показана в программе «Открытые горизонты», в которой участвовали и две российские ленты - «Ученик» Кирилла Серебренникова и «Зоология» Ивана-Твердовского-младшего. Здесь же представили одну из лучших картин фестиваля «Смерть Людовика XIV» каталонца Альберта Серра, провозглашенного религиозным режиссером. Но зритель не особенно рвался на показ, а потом смеялся, пока на его глазах страдал и умирал смертельно больной король Франции, чья нога, пораженная гангреной, чернела и причиняла муку страдальцу. Людовика XIV великолепно сыграл 72-летний французский актер Жан-Пьер Лео. В 14-летнем возрасте он снялся в фильме «400 ударов» Франсуа Трюффо. В августе 1715 года после долгой прогулки король почувствовал боль в ноге, и это стало началом длительной агонии. Вся его жизнь и смерть проходят на виду у придворных, равнодушных к его страданиям. Они аплодируют, когда обессиленному королю удается надкусить печенье. Сонм докторов и шарлатанов не может то, что спасти, но хотя бы облегчить боль. Смерть всегда интересовала Альберта Серра. Его предыдущая картина называлась «История моей смерти» и была в 2013 году отмечена «Золотым Леопардом» в Локарно. В Салониках умеют аккумулировать все лучшее, что снято в течение года в мировом кино, но при этом фестивальная программа не напоминает бесконечное повторение найденного другими, более крупными фестивалями. В Салониках широко представляют греческое кино, и теперь это фактически фестиваль в фестивале. Все усилия брошены на то, чтобы показать миру свои достижения. В каждом греке живут герои мифов, и это чувствуется в картинах, где появляются образы Троянского коня, древнегреческих богов – подспудно, люди над этим даже не задумываются. Многие фильмы сделаны в копродукции с Францией, а также Алжиром, Польшей, Турцией, Германией. Отдельную программу посвятили 40-летию греческой ассоциации кинокритиков, которая состояла из фильмов разных лет и не только греческих. В программе «Зеркало/Образы» участвовала картина «Орнитолог» Жуа Педро Родригеса (Португалия-Франция-Бразилия). Фернандо отправляется в поисках птиц в леса, но его унесет бурная река и спасут две китайские женщины, встреча с которыми полна опасности. Вырвавшись из их плена, герой и дальше встречает странных персонажей, исполняющих опасные ритуалы. Орнитолог пройдет огонь и воду, познает любовь молодого пастуха и совершит непоправимое. Режиссер прежде чем поступить в киношколу в Лиссабоне, изучал биологию, стал орнитологом. Картина кочует с фестиваля на фестиваль, но насквозь придуманная, а выигрывает только за счет экзотики, востребованной у зрителя. В Салониках много программ. Одна из самых интересных – «Взгляд на Балканы», благо кинематограф стран этого региона действительно щедр на открытия. Болгарская картина «Слава» молодых режиссеров Кристины Грозевой и Петара Валчанова (Болгария-Греция) снята, как их дебютный «Урок» по следам газетных публикаций. «Слава» - марка советских часов, семейная реликвия главного героя - путеобходчика Петрова. Он нашел на железнодорожных путях разбросанные купюры и сдал государству. За честность его наградят новыми часами, которые не ходят. А вернуть старые окажется непросто. Казалось бы, такая мелочь, но она приведет к непоправимым последствиям. Свое кино молодые режиссеры делают в духе братьев Дарденн. Турецкий фильм «Большой большой мир» Реха Эрдема воспринимается особенно остро после недавней трагедии псковских школьников. Это еще одна история про современных Бонни и Клайда. Парень и девушка убегают из города в лес. Али совершил тяжкое преступление и вынужден скрываться. Теперь они живут как дети природы, кормятся тем, что находят в лесу, а потом Али найдет работу в городе, будет туда ездить, крутить роман со взрослой женщиной. Но девушка не выдержит одиночества. Ее роль сыграла прекрасная молодая актриса Эджем Узун. Есть и совсем небольшие программы, как « 2 или 3 вещи, которые я знаю о ней». В ней участвовал эстонский триллер «Мать», начавший свой путь по миру с фестиваля Трайбека. Режиссер Кадри Кыусаар известна еще по своему дебюту «Магнус», снятому девять лет назад и показанному в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Теперь она живет между Лондоном и Таллином, но снимает кино, основанное на родной культуре. В захолустном эстонском городке происходят необъяснимые вещи. 50-летняя Эльза ухаживает за сыном Лаури, который находится в коме, после того, как в него выстрелили. Он был школьным учителем, и теперь в дом постоянно наведываются люди, поднимаются к нему в комнату и рассказывают о своих переживаниях, а потом пьют приготовленной Эльзой кофе. Развязка окажется неожиданной и лишний раз подтвердит истину, что чужая душа - потемки. Главную роль сыграла Тина Мальберг из театра города Раквере, где она играет небезызвестную Людмилу Прокофьевну в спектакле «Служебный роман». Эльза - ее первая большая роль в кино. Картина снята на скромные деньги и очень быстро – за две с половиной недели. В Салониках устраивают сеансы с сурдопереводом. На них приходит много слабослышащих людей, совсем молодых. На церемониях открытия и закрытия две сурдопереводчицы сменяли друг друга, трудились в прямом смысле слова, не покладая рук. Для зрителей, купивших фестивальные абонементы и билеты, предусмотрены были дополнительные бонусы - 10-20-процентная скидка в 44-х ресторанах и барах города.