Смехач-скрипач. Музыкант из Израиля травил байки и играл серьёзную классику

«Сосватал» Поволоцкого на участие в конкурсе Владимир Спиваков. Он посоветовал организаторам пригласить солиста Израильского филармонического оркестра, а всё потому, что личность этого человека просто феноменальна. Награда за любовь Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Вы в Израиле живёте уже третий десяток, гражданин этой страны. Александр Михайлович, правда, что у вас есть российская награда? Александр Поволоцкий: Да! В этом году в Российском культурном центре в Тель-Авиве нам, мне и моей жене, на торжественной церемонии вручили медаль «За любовь и верность». Других наград у меня нет, только за любовь. - В России принято давать ещё и звания артистам... - В Израиле нет. Представьте себе, Александр Поволоцкий, заслуженный артист Израиля, так что ли? - Вам в следующем году исполнится 70 лет, а когда музыкант перестаёт играть? - Никогда! Ограничивается, например, гастрольная деятельность, но никак не исполнительская. И в 90 лет выходят на сцену, а играют так, что с ума сойти можно! Один из таких музыкантов заставлял маэстро Зубина Мету в буквальном смысле потеть, а это великий дирижёр. - Вы играли и играете в двух знаменитейших мировых оркестрах... - Всего-то в двух, но, правда, в самых главных. (Смеётся.) В России это был главный музыкальный коллектив СССР, им управлял Светланов, сейчас - главный оркестр Израиля. АЛЕКСАНДР ПОВОЛОЦКИЙ ИГРАЕТ НА СКРИПКЕ ЛАНДОЛЬФИ. - Вы служили в государственном симфоническом оркестре, сейчас играете в филармоническом, возглавляете оркестр скрипачей, то есть ваш исполнительский репертуар - это классические произведения и игра по нотам. А существует ли в вашей жизни импровизация? - Я импровизировал в этот приезд в Омске впервые за 27 лет! Последний раз я это делал, не поверите, в нейтральных водах Японии. Мы с оркестром Светланова должны были попасть в эту страну на гастроли. Надо сказать, что на артистах жутко экономили. Мы летели семь часов до Хабаровска, потом из Хабаровска ехали 18 часов на поезде до Находки, потом 54 часа шли на теплоходе. К тому времени, сами понимаете, запасы напитков иссякли. И мы пошли в бар играть. Люди тоже плыли давно, им хотелось зрелищ. Компания была замечательная, на гастроли выезжал Малый драматический театр... Представляете себе смесь! На обратном пути - через 35 дней - нас уже ждали, и бармен предложил сыграть. Денег не было уже ни копейки! Он спросил (а у него было только шампанское), мол, сколько нам бутылок. Я был скромным, говорю: «Ну две». Он удивился: «Вас же много!» Короче, он приносит восемь ящиков, а в каждом 12 бутылок. Вы видели фильм «Репетиция оркестра» Феллини? Сцену в конце? Так она отдыхает. Ой, чего мы только не творили! С собой в поезд нам этот бармен дал ещё ящик шампанского. Так вот, я никогда в жизни не играл так виртуозно, как тогда, а импровизация была просто блестящей. Великие трудяги - Это правда, что у хороших, талантливых скрипачей и пианистов не бывает детства? Сколько вам было лет, когда впервые взяли скрипку? - Мне было пять лет, и действительно, скрипка - самый трудоёмкий инструмент, но лично я успевал всё. - А среди маленьких участников конкурса в Омске были таланты? - Дети все талантливы! Главное, дать таланту огранку. - Я знаю петербургскую, московскую, одесскую школы игры на смычковых инструментах. А почему в Сибири таковых нет? Мастеров мало? - Ну что вы! Вы просто не интересуетесь. Омск - это школа Юрия Янкелевича. Его именем названа школа искусств. - Кстати, а как вы относитесь к тому, что учебным заведениям присваиваются имена великих музыкантов и композиторов? - Отличная традиция! Я в Омске был на торжественной церемонии, так сказать, имянаречения музыкальной школы. Евгений Светланов будет как бы покровителем учебного заведения. - На гала-концерте и награждении конкурса им. Щепановской все говорили спасибо концертмейстерам, педагогам, а про родителей забыли... - Я бы им пожелал терпения. Я ведь папа двух музыкантов, мы вместе выступаем с дочерью и сыном. И я тоже заставлял их учиться. Скрипка - и немного нервно - Почему до сих пор никто не создал скрипок того качества, что было свойственно итальянским мастерам? - Это дерево особой породы, и это юг Италии. Но вот смычки итальянские не особо ценятся. - А у вас скрипка какого мастера? - Ландольфи. - Ваши любимые композиторы? И какую музыку предпочитает скрипач Александр Полоцкий? - Играю классику, джаз, музыку советских композиторов. - Я знаю, что существует определённый набор популярных классических произведений-шлягеров, которые ждёт зритель. От скрипки, наверное, ждут «Чардаш»... - Ещё «Полёт шмеля». Ну и хорошо, главное ведь - как сыграть! - Вы знаете, всё же медаль за любовь вам дали не зря. Ваше собственное скрипичное сочинение называется «Четыре времени любви». - А ведь правда! Кстати, одна часть была написана, когда родилась моя дочь, идея вообще настиг­ла меня у роддома, куда я отвёз жену. Знаете, когда папаши под окнами стоят и пытаются как-то общаться... - А вам важно, где вы находитесь? Какие города нравятся? - Я понимаю, что вы хотите спросить. Нравится ли мне Омск? - Всегда же интересно, что думают о твоём городе гости. - И лучше, чтобы его хвалили? (Смеётся.) Скажу правду. Омск - хороший город. Я три раза уже побывал у вас, времени всегда мало, но мне удалось прогуляться по центру. Очень хорошая архитектура и узнаваемая, такая типичная для уездного города и особенная. Дух у города есть. - Значит, ещё приедете? - Конечно!

Смехач-скрипач. Музыкант из Израиля травил байки и играл серьёзную классику
© АиФ-Омск