Войти в почту

«Нас поменяли на балет Большого театра!»

Основатель UB40 приехал в Москву через 30 лет после первых российских гастролей Фестиваль «Авторадио» «Дискотека 80-х» отметил в спорткомплексе «Олимпийский» свое 15-летие. Вместе с традиционными участниками российских ретрофестивалей Юрием Антоновым, Тото Кутуньо, Ricchi e Poveri и Dschinghis Khan на сцену вышел экс-фронтмен британской регги-группы UB40 Али Кэмпбелл. 30 лет назад фирма «Мелодия» издала диск UB40 «Rat In The Kitchen», и в том же 1986 году британцам разрешили приехать с гастролями в СССР. Это были первые большие гастроли актуального артиста из капиталистической страны, случившиеся в перестроечную пору. Для многих сегодняшних сорокалетних с UB40 началась западная поп-музыка как таковая. UB40 приехали в СССР в статусе белых первопроходцев ямайского стиля регги, но главное, что на тот момент они были вообще одним из самых популярных в мире британских коллективов (см. “Ъ” от 24 ноября). С 2008 года Али Кэмпбелл работает отдельно от своих братьев и сооснователей UB40 Робина и Данкана, вместе с ним гастролирует рэпер Астро — еще одна яркая фигура «классических UB40». Незадолго до выступления АЛИ КЭМПБЕЛЛА в «Олимпийском» БОРИС БАРАБАНОВ расспросил его о битве за бренд UB40, а также о его впечатлениях о гастролях по СССР и о будущем регги. — Если открыть веб-сайт группы UB40, вашего имени там не найти. Как сейчас обстоят дела с брендом UB40? — Смотрите, точное название группы, в которой играю я, звучит так: UB40 feat. Astro, Ali and Mickey. Куда бы мы ни ехали, где бы ни выступали, какие бы записи ни делали, мы делаем все, чтобы это было максимально понятно: в мой состав входят Астро и Микки Вирчу, которых поклонники знают с самого раннего периода UB40. Именно в этом составе мы гастролировали по США и по Африке и выпустили акустический альбом, который недавно поднялся в Британии на 12-е место. Остальные музыканты, с которыми меня больше ничего не связывает, называют себя просто UB40. Они никогда никому не говорят, что это не оригинальный состав. То есть вы не увидите их рекламы, где группа названа «UB40 с участием Данкана Кэмпбелла», моего брата. Мы не вводим людей в заблуждение, в отличие от них. Мы защищаем себя от возможных судебных исков. К слову, они пытались с нами судиться. Еще один мой брат, Робин, говорил: «Мы боремся за наше название», но это название у них уже есть! Не знаю, чего им еще надо. Кажется, они просто хотят ставить нам палки в колеса, любыми способами. Людей, которые называют себя UB40, я называю «темной стороной». — В чем суть конфликта между вами? — Когда они записывают кантри-альбом или кантри-энд-вестерн-альбом, я воспринимаю это как пощечину. Я начал UB40 в 1979 году. И все, чего я хотел,— это продвигать регги. Я хотел, чтобы UB40 стали самой популярной регги-группой в мире. Когда они записывают кантри-альбом, я вижу в этом предательство наших корней, предательство по отношению к людям, которые купили 70 млн наших CD. И точно так же к этому относится Астро, настоящий растафари. Растафари не может играть в кантри-группе. Поэтому он ушел вместе со мной. Фанаты UB40 встали на нашу сторону. Мы дважды проехали по Северной Америке и теперь вновь играем в Британии. Вместе с нами в туре — участники оригинального состава группы The Wailers, включая Эстона Бэрретта (The Wailers — группа, сформированная аккомпаниаторами Боба Марли после его смерти.— “Ъ”), а также музыканты ямайской группы Raging Fyah. Эстон Бэрретт — он для меня как бог. Мы собираем стадионы. Когда в последний раз мы гастролировали по Великобритании, у нас были аншлаги на стадионе NIA в Бирмингеме (это 12 тыс. человек) и на десятитысячных аренах в Ирландии. А «темная сторона» собирает по 900 человек. Но у них есть имя! Понимаете, я начинал эту группу. Это была моя идея — играть регги. На «темной стороне» никто не любит регги так, как я, никто из них не знает корни этой музыки, никто не живет жизнью этого комьюнити. The Wailers и Raging Fyah — это люди, которые верны традиции, они остались собой, несмотря на всю эту модную гангста-рэперскую ерунду. — И как обстоят дела с регги в Северной Америке? — Если вы послушаете тех, кто играет регги на Западном побережье, вы увидите, что там этой музыкой интересуется все больше белых ребят. Я бы отметил такие группы, как So Jah, Rebelution, Slightly Stoopid. В следующем году мы с Астро будем делать вместе с ними новый альбом. Я, кстати, еще хочу выпустить новую версию песни Питера Тоша «Legalize It», а записывать я ее буду с ребятами из Fun Lovin’ Criminals. У Фэста и Фрэнка из Fun Lovin’ Criminals есть такой проект Radio Riddler, в котором они самовыражаются как регги-музыканты. В Radio Riddler они сделали очень интересный трибьют Принсу — «Purple Reggae», и я пел там «Purple Rain». А что касается черных регги-исполнителей, то вот недавно на другом побережье, в Майами, я общался со своими друзьями — группой Inner Circle (может, помните, у них был шлягер «Bad boys, bad boys, what you gonna do?..»), так они говорят: «Али, мы не можем устроить себе концерт, здесь кругом только белые играют регги!» Представляете, No Doubt с Гвен Стефани начинали в той же среде, но теперь они выступают на стадионах, а Inner Circle не могут забить себе дату в клубе. Но это факт, достаточно посмотреть на программу таких фестивалей, как Reggae on The River и Reggae On The Rocks. Там одни белые группы. Так что моя миссия — продвигать регги прежде всего в его корневой ямайской версии и в нашей, британской. — UB40 были чуть ли не первой группой с Запада, которая стала издавать пластинки и выступать по эту сторону железного занавеса. Наверное, эмоции были неоднозначные. — Первый наш концерт был для членов Политбюро. Они были в первых рядах. И некоторым из них было, типа, 78 лет. Для них мы, конечно, играли слишком громко. А когда молодые люди на трибунах начали танцевать, полиция начала очень жестко усаживать их на места. После этого концерта мы очень серьезно поговорили с организаторами: «Мы регги-группа, у нас на концертах танцуют, вы не можете бить людей за то, что они танцуют». Нам пообещали, что такого больше не повторится. На следующем шоу на сцене с нами был переводчик. И когда мой брат Робин сказал со сцены: «Можете танцевать, никто не против!» — переводчик все перевел по-другому: «Группа не начнет играть, пока все не сядут на свои места». У нас все это заснято на пленку. Времена были другие. Я не помню, кажется, это было еще до гласности и перестройки. Но мы тогда не очень это все понимали. Это были гастроли по культурному обмену. Нас поменяли на балет Большого театра! Мы приехали прямо из Лос-Анджелеса, где тусовались с моделями и пили все, что горит. И тут мы приезжаем в Россию. Это был культурный обмен, но и культурный шок. — Что вы скажете о событиях прошедшего лета? Коммуникации с остальным миром станут сложнее для британцев? — Наоборот, общаться и передвигаться становится все проще и проще. Социальные сети упрощают очень многие процессы. Мир становится теснее, но и гармоничнее. Весь мир слушает одно и то же, смотрит одно и то же. В любом уголке земного шара знают, что такое «Два с половиной человека», уверен, в России тоже. И в то же время мир бесконечно многообразен, это я говорю вам как человек из самой гастролирующей группы в истории Британии. Я счастлив, что застал эти времена. Борис Барабанов

«Нас поменяли на балет Большого театра!»
© Коммерсант