Войти в почту

Фильмы, которые мы выбираем и которые нас изменили

В рамках издательской программы правительства Москвы в Год российского кино вышла в свет очень любопытная книга ректора ВГИКа, бывшего руководителя Госфильмофонда Владимира Малышева «Кино от первого лица. Режиссеры о великих фильмах».Сегодня книг о кино издается немало. Данное издание выгодно отличается от многих других необычным форматом. Восемнадцать крупнейших российских режиссеров вспоминают картины мирового кинематографа, которые произвели на них самое сильное впечатление и повлияли на желание заниматься профессией. Благодаря этому ходу читатель видит известный фильм глазами большого мастера, что позволяет сделать акцент на деталях, ранее ускользнувших от непросвещенного внимания. Например, Марлен Хуциев рассказывает о «Чапаеве», благодаря которому был создан Госфильмофонд СССР: из-за отсутствия фильмохранилища легендарная пленка находилась в плачевном состоянии. Вадим Абдрашитов знакомит с самой любимой своей картиной «Огни большого города», которую называет Библией кинематографа ХХ века. «Гринуэй, Феллини, композитор Нино Рота — корнями отсюда, — размышляет мастер. — И фильмы Чаплина как достижения настоящего киноискусства лежат в иной плоскости, чем достижения кинопроизводства, такие, как, например, «Титаник». Ценность книги Малышева еще и в том, что каждый из режиссеров так или иначе провидит дальнейшую судьбу нашего кинематографа. Алексей Балабанов, например, смотрит «Стрелочника» Стеллинга. Заглядывая вперед, он размышляет о том времени, когда наши зрители «наедятся коммерческим кино, сериалами и начнут искать какие-то другие формы». Юрий Норштейн, вспоминая фильм «Мы из Кронштадта», говорит: «Есть какая-то постоянная величина, она утоплена сейчас, но она существует. Это если шарахнут по музею, если окончательно перестанут читать настоящую литературу… то все равно это кончится, кончится безумство. И вдруг увидят, что есть слово, понимаете? Первым было Слово». Алексей Герман, размышляя над картиной Бергмана «Седьмая печать», также задумывается над определяющим значением литературы в жизни русского человека: «Россия — самая читающая страна. Умный русский и умный американец — это одно и то же. Но там всерьез, допустим, врачи могут спорить, как Шварценеггер сыграл какую-то очередную ...» А Георгий Данелия рассматривает шукшинскую «Калину красную» как наднациональный и бесконечно русский фильм: по глубине страдания, по тоске о красоте жизни, поскольку за биографией его героев встает биография страны. Мастер вспоминает, как цензура пыталась искорежить этот фильм и как Шукшин, сбежавший из больницы в халате, стоял в холодном мосфильмовском коридоре, ожидая приговора своей картине. Бесценны размышления Никиты Михалкова об Эльдаре Рязанове и о картине Чухрая «Сорок первый». Они открывают новые штрихи в портрете самого Никиты Сергеевича. Покоряет теплота, с которой Игорь Масленников рассуждает о фильме своего коллеги Георгия Данелии «Не горюй!», наполненном огромным внутренним оптимизмом, что, по мнению режиссера, возводит его в ранг «грандиозных». Не менее любопытны размышления Отара Иоселиани, Ивана Дыховичного, Эльдара Рязанова, Александра Сокурова, Сергея Соловьева, Карена Шахназарова. Впрочем, лучше один раз прочитать саму книгу. Поверьте, она того стоит! Тем более что к числу ее достоинств относятся еще и крупный шрифт, и прекрасные иллюстрации.

Фильмы, которые мы выбираем и которые нас изменили
© Вечерняя Москва