Джазмен Олег Киреев: «Судьба подарила мне саксофон»
На вопрос «любите ли вы джаз?» саксофонист и композитор Олег Киреев отвечает, не задумываясь, стать джазистом ему было написано на роду. В юности он услышал композицию «Shadow of your smile», и полюбил джаз на всю жизнь. Его имя стало известно с середины 80-х. Он участвовал во множестве фестивалей, гастролировал на Западе, в его послужном списке совместная работа с Александром Виницким, Львом Кушниром, Даниилом Крамером. Сейчас Олег Киреев активно выступает вместе со своей группой «Орлан». О роли джаза, о своей философии и ближайших проектах он рассказал «МК». - Впервые о джазе я узнала в школе, когда посмотрела фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза», и слово «джаз» стало ассоциироваться у меня с импровизацией и свободой. А чем джаз является для вас? В чем заключается его философия? - Философия джаза как раз и заключена в поиске свободы, как в самой импровизации, так и в потребности самовыражения артиста. Не случайно американские музыканты всегда были политически активны. Я, будучи человеком, который всю жизнь посвятил поиску различных форм свободы в джазе, являюсь проповедником этно-джаза, но с российской этнической основой. Еще со времен СССР мой ансамбль «Орлан» исповедовал татаро-башкирскую музыку средствами джаза и тогда, и сейчас мы показывали наши программы с большим успехом по всему миру! -Несколько лет вы жили в Польше. Скажите, как повлияла польская джазовая школа на ваш стиль? - Польский период жизни занимает большую часть в моей биографии. Дело в том, что поляки во времена соцлагеря были сильно ориентированы на Запад, и джаз в различных организационных формах поддерживался на государственном уровне, в первую очередь американский джаз. Логично, что в такой атмосфере в стране появились свои замечательные музыканты, играющие на международном уровне. Случайно оказавшись первый раз в Польше, я был очарован польской культурой и обилием джазовых клубов. Прожив в Польше порядка трех лет, в 90-е я еще и записал первую польско-российскую пластинку Song for Sonny. Безусловно, российский джаз имеет несколько имен известных в основном в профессиональной сфере на Западе, и мы имеем право гордиться этими россиянами, в основном бывшими теперь уже россиянами. Я счастлив, что мою музыку тоже играют на американских радиостанциях, тем самым я расширяю слушательскую аудиторию. Так, например, мой очередной альбом с титаном американского джаза трубачом Томом Харрелом этим летом вошел в топ-50 американских радиостанций и продержался там 8 недель, достигнув 25 места. Этот альбом теперь выдвинут на The Grammy. - В каком направлении вы сейчас движетесь? Над чем работаете? - У меня всегда много проектов и идей, но основной для меня сегодня проект – это возрожденный этно-джаз ансамбль «Орлан», представляющий Россию на многих европейских фестивалях и концертных площадках. Так на сцене Международного Дома музыки состоится грандиозная программа «Башкирский караван». По сути это театрализованное действо с видеорядом и сценами народной жизни древних жителей Урала. Проект уникальный, не имеющий аналогов. - Если бы вы не стали джазовым музыкантом, в какой профессии себя бы реализовали, чем занялись? - Как поется в песенке: «Профессий много Но, прекрасней всех кино…» Знаете, я уверен, что у нас в жизни многое определяется судьбой – высшими силами, я рад, что судьба мне подарила саксофон и умение слышать Мир. Поэтому я даже не думаю, что было бы, «если…»