Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Госоркестр и Госхор на службе России

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова (Госоркестр) и Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова (Госхор) объединились, чтобы отметить общий юбилей — 80 лет со дня основания.
Госоркестр и Госхор на службе России
Фото: ИзвестияИзвестия
Программа гала-концерта «80 лет служения России», представленная в Большом театре, получилась сверхнасыщенной. Режиссер, народный артист включил в нее практически все музыкальные жанры, в том числе балет: от ГАБТа юбиляров приветствовала прима-балерина с ностальгическим «Лебедем» Сен-Санса.
«Мы вспоминаем тех, кого сегодня нет с нами», — проникновенно звучал за кадром сочный баритон ведущего , и на экране, развернутом во всю ширь сцены, вереницей шли портреты артистов, которым Госхор и Госоркестр обязаны нынешней славой.
Впрочем, лирические эпизоды на этом торжестве были редкостью — кроме Смирновой, в благоговейное слушание-созерцание гостей погрузила народная артистка с «Трепаком» Мусоргского и Госоркестр с «Элегией» из Струнной серенады . В остальном на Исторической сцене царило приподнято-бравурное настроение.
Тон вечеру задал Госхор. Под управлением худрука артисты исполнили «Патриотическую песню» Глинки, положенную на стихи . В 1946 году это сочинение, оркестрованное Дмитрием Рогаль-Левицким, принимало участие в конкурсе гимнов РСФСР. В итоге Россия осталась с союзным гимном, а опус Глинки десятилетия спустя стал гимном ельцинской России.
Почин коллег подхватил Госоркестр, ответивший Торжественным коронационным маршем Петра Чайковского. Мажорные юбиляции не на шутку вдохновили дирижера , чуть было не пустившегося в пляс. Хореографические упражнения маэстро продолжил в «Поганом плясе» и Финале из «Жар-птицы», имеющей к танцу непосредственное отношение. На экране тем временем демонстрировались кадры с участием . Автор балета, сосредоточенно рубя кулаками воздух, дирижировал Госоркестром.
Нынешний его худрук на концерте не появился, передоверив дирижерские полномочия тому же Ярви и . Впрочем, этот коллектив уже достиг такого уровня, что может обходиться без дирижера. Аналогичной характеристики заслуживает и Госхор, который помимо общих с коллегами вокально-симфонических сочинений (в том числе, первой части «Колоколов» Рахманинова и «Иисуса Навина» Мусоргского) продемонстрировал, пожалуй, самое яркое достижение вечера — неудержимое «Время, вперед!» , спетое a capella (дирижер — Александр Топлов).
От коллег-инструменталистов юбиляров поздравили пианистка с финалом Первого концерта Чайковского и скрипач с сочинениями и Макса Бруха. На долю Симоняна — главы поддержавшего концерт Фонда «Открытое море» — выпал не только исполнительский, но и организаторский успех. Во многом благодаря его активности состоялась творческая перекличка стран и времен.
— Часто многие страны пытаются забыть о причастности к истории Советского Союза. Но когда я пригласил принять участие в концерте наших коллег из Эстонии, Грузии, Украины и США, все моментально сказали «да». Потому что все мы преклоняемся перед выдающимися музыкантами, работавшими в Госхоре и ГАСО. На их записях мы выросли, — подчеркнул скрипач в беседе с «Известиям».
Возможно, скоро совместную фонотеку коллективов обогатит запись «Проекта Гимна СССР» . Ждать своего часа произведению пришлось 73 года.
— Его слышали только члены жюри и представители правительства, а теперь и гости гала-концерта, — рассказал Евгений Волков. — В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна СССР. Прокофьев в «большой финал» не прошел. Но осталась полностью сделанная его рукой партитура.
Музыка Прокофьева отлично вписалась в оптимистический строй вечера. Вместо с тем стало ясно, чем этот гимн в свое время не удовлетворил государственных ценителей. Соотношение лирики с державностью в нем явно не в пользу последней.