Джими-джими, ача-ача: новое нашествие Болливуда
Павел Гайков, для РИА Новости В среду сразу в двух десятках российских городов стартует Bollywood film festival — третий в этом месяце фестиваль индийского кино. Возможно, кто-то до сих пор думает, что индийское кино — это сотни человек в ярких костюмах, которые поют и танцуют по каждому поводу. Это уже не совсем так, хотя без танцев, конечно, не обходится. rightСтоит признать, что за последние два десятка лет нового индийского кино у нас почти не было в публичном пространстве, особенно если сравнивать с тем, что творилось в советские годы. Но на прошлой неделе один из ключевых отечественных кинопрокатчиков, компания "Централ Партнершип", объявил о партнёрстве с ведущим мировым дистрибьютором индийских фильмов ErosNow. А это значит, что в ближайшее время стоит ждать больше современных дублированных индийских фильмов в кинотеатрах, на телевидении и в легальном интернете. В нелегальном доступе в сети они уже давно в числе фаворитов. Среди всех тематических киноманских сообществ в социальных сетях, на сайтах и в торентах, фанаты индийского кино выделяются своей многочисленностью и преданностью. Кадр из фильма "Хаппи убежала" Стартующий в среду фестиваль болливудского кино — это не очередной обзор экзотической национальной кинематографии, а по сути проба широкого проката. Его показы пройдут в 20 городах, в кинотеатрах крупнейшей в России сети "Синема парк". Свои фестивали индийского кино провели в этом месяце две другие крупные кинотеатральные сети — "Каро" и "Люксор". Кинотеатры пытаются "выманить" интернет-публику из дома, но ставка делается не только на них. Восемь фильмов, составляющих программу Bollywood film festival, предназначены для самой широкой аудитории. Хотя для другой в Индии, кажется, и не снимают. Ежедневно больше 10 млн индийцев проводят свободное время в кинотеатре, и около 4 миллиардов билетов продается в Индии ежегодно. По количеству выпускаемых фильмов Индия опережает Голливуд, а их суммарные сборы превышают сборы российских картин более чем в три раза. В опубликованном в этом году списке Forbes из 20 самых высокооплачиваемых актеров мира Болливуд представляют сразу четверо: Шах Рукх Кхан, Салман Кхан, Акшай Кумари и Амитабх Баччан. rightЕсли все эти цифры еще не показали вам, что значит кино для простого индийца, сходите в дни фестиваля на "Фаната" с "королём Болливуда" Шах Рукх Кханом в главной роли — и получите два часа страданий и радостей простого индийского киномана. Нигде в мире кино не вызывает такого религиозного поклонения, как в Индии. Современные индийские фильмы, как правило, длятся не меньше двух часов, и часто показываются в местных кинотеатрах с антрактом, во время которого зрители идут за едой и напитками. Так что если при просмотре вам в какой-то момент покажется, что с главным героем произошло уже все, что только возможно, что он уже прошёл весь путь эмоциональных переживаний от отчаяния к триумфу и обратно, значит, вы где-то в середине картины. Сюжета одного индийского фильма, такого, например, как трехчасовая "Непохищенная невеста" с тем же Шах Рукх Кханом, хватило бы на дюжину камерных европейских драм. Рекордсменом по продолжительности считается фильм "Линия контроля", который идёт 4,5 часа. Кадр из фильма "Непохищенная невеста" Кино — самый доступный вид досуга в Индии, который могут позволить себе даже самые бедные. Этот факт объясняет, почему индийское кино такое, какое оно есть, рассчитанное на самый непритязательный вкус и адресованное каждому зрителю, независимо от возраста, пола и происхождения. Оно ярко и позитивно, потому что служит отдушиной, и пусть оно кажется вам наивным: миллиарды зрителей с вами не согласятся. Бурные сюжетные перипетии и особые отношения героев с физикой часто вызывают усмешку у западного зрителя. Тут уместно вспомнить, что индийское кино на самом деле — это два десятка различных кинематографий с различными возможностями. Кино, которое в юмористических нарезках в Интернете выдается за болливудское — то есть родом из хиндоязычного Болливуда в Мумбаи — на самом деле может быть представителем тамильского Колливуда, телугуязычного Толливуда или других, более скромных в своих возможностях этнических кинематографий. Кадр из фильма "Непохищенная невеста" Для иностранца никакой разницы, для индийца — пропасть. Стандартной практикой в Индии, например, является производство римейков, когда одна местная индустрия "заимствует" хит из другой. Болливуд по-прежнему остается самым мощным киноцентром и главной гордостью индийского кинопрома, но конкуренты из южных штатов наступают на пятки. Толливуд, к примеру, может похвастаться мировым рекордом по количеству фильмов, выпущенных за год — 349. А в столице этой индустрии Хайдарабаде находится кинотеатр с самым большим в мире IMAX 3D-экраном. Кадр из фильма "Моя невеста XXL" Парадокс индийской киноиндустрии заключается в том, что отрасль-мировой рекордсмен является сугубо локальной. То, что интересно миллиарду индийцев, не работает за рубежом. И основной аудиторией индийского кино за пределами Индии являются индийские диаспоры. rightНе понимают иностранцы всей прелести индийского кино, хотя уж казалось бы, что здесь может быть непонятного?! Весело — танцуй, больно — танцуй. Если от твоего удара отлетели три злодея — хорошо, если тридцать три — еще лучше! На пути к финалу с тобой произойдет все самое плохое, что только может быть, но если ты настоящий герой, то в финале обязательно и споешь, и спляшешь. И только российскому зрителю всё это кажется родным и понятным, так что у нас с индийским кино, похоже, всё всерьёз и надолго.