Войти в почту

"Союзники": как Земекис превратил шпионский триллер в унылую мелодраму

Тяжело ли было в 1942 году расстрелять посла Третьего рейха на территории вишистской Северной Африки вместе с кучей нацистов рангом пониже и сбежать в Лондон? Проще пареной репы, судя по новому фильму заслуженного голливудского мэтра Роберта Земекиса. Но это все - лишь завязка "Союзников". Трудновыполнимая на первый взгляд операция, познакомившая работающего на британскую разведку канадца Макса Ватана (Брэд Питт) и участницу французского Сопротивления Марианну (Марион Котийяр), оказывается лишь легкомысленной прелюдией к их страстным отношениям. По крайней мере, страстными их задумали авторы картины. Однако непрерывным пылким взглядам Марион и постоянному смущенному молчанию Питта убедить в этом не удается. И после просмотра фильма, якобы и ставшего причиной эпического разрыва "самой красивой пары Голливуда", верить набившим оскомину пересудам желтой прессы совершенно не получается. В Лондоне шпионская парочка, вопреки негласным законам профессии, скрепляет свой союз узами брака, а вскоре производит на свет дочь. И все бы хорошо, но вдруг Ватану сообщают о том, что горячо любимая им супруга подозревается в крайне нелицеприятной деятельности. Почему она оказывается под подозрением уже после "тщательной" трехнедельной проверки, проведенной контрразведкой Королевства перед выдачей Марианне разрешения на проживание в стране, - загадка, но далеко не единственная в сценарии, написанном, между прочим, не кем-нибудь, а Стивеном Найтом. В общем, герой оказывается перед необходимостью доказать невиновность жены. В противном случае ему придется ее ликвидировать. Аргументация Ватана в защиту Марианны, сводящаяся к тому, что "этого не может быть" и вообще "она мне дочь родила", на бессердечное начальство не действует, но руководствоваться всю дорогу профессиональный разведчик будет именно этими соображениями. Марианна же, проявившая в Марокко себя как выдающийся профессионал и мастер конспирации, превращается к этому времени в образцовую домохозяйку. Пока муж мечется в воздухе между островами и континентом что твой Гесс в поисках доказательств ее честности, попутно по привычке уничтожая немцев, ничего не подозревающая молодая мать растит дочь и устраивает званые вечера. Ответ на вопрос о ее виновности, составляющий главную и единственную интригу второй половины фильма, на самом деле не представляет сложности для любого вменяемого зрителя. Но не для персонажа Питта, который разбирается во всем в самом конце. Тут-то полуживой шпионский триллер умирает окончательно, а вместе с ним приходится похоронить и мелькнувшую было в середине фильма надежду увидеть что-то в духе "Мистера и миссис Смит" (чаяния получить от Питта что-то наподобие его феерического представления в "Бесславных ублюдках" погибают гораздо раньше, когда становится ясно, что Ватан - застенчивый и скучный тип). "Союзники" под занавес оборачиваются нелепейшей мелодрамой. Даже не пытаясь хоть как-нибудь объяснить важнейшие для сюжета поступки героев, Земекис с Найтом принимаются изо всех сил давить на жалость, совершенно не беспокоясь о том, что выдаваемое здесь за мотивацию лишь с горем пополам объясняет поведение Марианны во второй части фильма, а остальное не объясняет совсем. Видимо, предполагается, что, наблюдая за развязкой, ничего, кроме сострадания, вы испытывать не должны, и о таких глупостях, как логика, думать не будете. Натешившись отсылками (об одной только "Касабланке" напоминают постоянно - даже после того, как герои покинули Африку), штампами и эффектными, но пошловатыми сценами (секс в машине в разгар песчаной бури, роды во время бомбардировки, падение самолета на задний двор во время вечеринки и т.п.), Земекис зачем-то решил за несколько минут превратить динамичную (поначалу) шпионскую историю в историю любви. Не исключено, что более неуместного решения он в своей карьере еще не принимал.

"Союзники": как Земекис превратил шпионский триллер в унылую мелодраму
© Российская Газета