Торжество эротизма в СССР. Откровенные сцены советского кино (18+)
Фраза “В СССР секса нет” употреблялась по поводу и без настолько часто, что давно набила оскомину. Доля истины в ней была: советская цензура не слишком благосклонно смотрела на эротические проявления в искусстве. Однако их всё равно накопилось предостаточно. “Умный журнал” проследил за тем, как откровенные сцены завоёвывали себе всё больше места на советском экране в течение нескольких десятилетий. 1930-1950-е “Земля” (1930) В первые десятилетия советского кинематографа обнажённая натура на экране была большой редкостью. Тем ярче на этом фоне выглядит немая лента Александра Довженко, в которой жена убитого главного героя скорбит по нему в очень экспрессивной манере, при этом будучи почему-то полностью раздетой. Неудивительно, что у советских критиков того времени фильм вызвал серьёзное недовольство. А вот за рубежом он был сразу признан шедевром. “Часы остановились в полночь” (1958) Показательный момент: обнажённую грудь героини Зинаиды Броварской можно увидеть только как отражение в зеркале. “Неотправленное письмо” (1959) Татьяна Самойлова, звезда фильма “Летят журавли”, вскоре появилась на экране в мокрой футболке на голое тело - по тем временам, верх эротизма. 1960-е “Русский сувенир” (1960) В пропагандистском фильме о контакте советских людей с иностранцами героиня Любови Орловой мелькнула обнажённой в сцене купания. “Человек-амфибия” (1961) Снова мокрая футболка на голом теле, но на этот раз под водой, в сцене спасения героини Анастасии Вертинской мужественным Ихтиандром. “Тени забытых предков” (1964) В кинематографе на исторические темы советским режиссёрам позволялось больше откровенности, как в этом фильме Сергея Параджанова про обитателей гуцульского села. “Первый учитель” (1965) В полнометражном режиссёрском дебюте Андрея Кончаловского, рассказывающем о становлении советской власти в Киргизии, главная героиня купается обнажённой. Правда, сниматься в таком виде актриса Наталья Аринбасарова отказалась, так что перед нами тело дублёрши. “Андрей Рублёв” (1966) В своём монументальном историческом фильме Андрей Тарковский снял сцену языческой оргии на Ивана Купалу, где задействовал массу обнажённых актёров. Правда, советской цензуре это пришлось не по вкусу, и после ограниченной премьеры картину перемонтировали. “Киевские фрески” (1966) В этой короткометражке Сергея Параджанова обнажённая натура присутствует, но в весьма своеобразном контексте. “Комиссар” (1967) Великая Нонна Мордюкова стала одной из первых советских актрис, обнаживших на экране грудь. Правда, не с какими-то порочными намерениями, а всего лишь для кормления ребёнка. “Любить” (1968) Фильм, состоящий из четырёх новелл о любви, содержит в себе историю о молдавских парне и девушке, проводящих ночь в стогу сена. Несмотря на отсутствие подробностей самого акта и обнажения чего-либо, кроме ног героини, смотрится всё весьма страстно. Кроме того, в промежутках между новеллами известный священник Александр Мень рассуждает о любви и даже о сексе. “Белое солнце пустыни” (1969) В культовом фильме Владимира Мотыля одна из наложниц дразнит зрителей, обнажая грудь почти до самого интересного. При этом на кадрах со съёмок, не вошедших в итоговую версию картины, можо увидеть и кое-что более смелое. 1970-е Если в 1960-е, с началом “оттепели”, откровенные сцены начали проникать на советский экран в ограниченном количестве, то следующее десятилетие ознаменовалось уже массовым их производством. “Иванов катер” (1972) Эта драма о жизни мореходов была изъята из проката. Видимо, во многом из-за эпизода, когда героиню Валентины Талызиной застают с обнажённой грудью в крайне интимный момент. “А зори здесь тихие” (1972) Режиссёр этого легендарного фильма Станислав Ростоцкий решил включить в него сцену купания героинь в бане, чтобы показать всю противоестественность присутствия женщин на войне. “Солярис” (1972) После “Андрея Рублёва” Андрей Тарковский решил ограничить эротизм в своих фильмах старой доброй мокрой одеждой на голое тело. Как в этом эпизоде с порождением мыслящего инопланетного океана в исполнении Натальи Бондарчук. “Невероятные приключения итальянцев в России” (1973) В комедии Эльдара Рязанова прелестная итальянка обнажает перед зрителем грудь - правда, сквозь небольшую завесу. “Осень” (1974) Эта мелодрама Андрея Смирнова примечательна не обнажёнными частями тела, а кое-чем поинтереснее. А именно, одной из первых постельных сцен в советском кинематографе. “Романс о влюблённых” (1974) Большой любитель отбрасывания ложной скромности Андрей Кончаловский продолжил делать это при помощи молодой актрисы Елены Кореневой. “Чужие письма” (1975) Эта драма Ильи Авербаха примечательна не просто соблазнительной ролью 19-летней Светланы Смирновой, а ещё и тем, что играет она школьницу. “Подранки” (1976) Одна из самых известных эротических сцен советского кино - учительница, загорающая топлесс на крыше - была сыграна женой режиссёра фильма Жанной Болотовой. “Под страхом меча” (1976) Этот малоизвестный исторический фильм, снятый в Латвии, стоит найти и посмотреть хотя бы ради одного головокружительного эпизода с Индой Брике. “Сказ про то, как царь Пётр арапа женил” (1976) Перед тем, как выйти замуж за африканского прадеда Пушкина в исполнении Владимира Высоцкого, героиня Ирины Мазуркевич наглядно продемонстрировала зрителям, как крупно ему повезло. “Табор уходит в небо”, “Братушка” (оба - 1976) Откровенные сцены советского кино просто-таки не могли обойтись без раскалённых цыганских страстей. А их средоточием на экране стала 28-летняя молдавская актриса Светлана Тома, сыгравшая свободолюбивую Раду в лидере отечественного проката 1976 года - картине “Табор уходит в небо”. Занятно, что в том же году актриса появилась ещё в одном фильме, где зрители могли наблюдать её обнажённую грудь. Он назывался “Братушка”, а сыграла она румынку Марику. “Обыкновенное чудо” (1978) В популярном телефильме Марка Захарова тоже не обошлось без женской наготы. Застигнутую врасплох в не самый подходящий момент героиню сыграла Татьяна Игнатова. “Сибириада” (1978) Перед своей эмиграцией в США Андрей Кончаловский громко хлопнул дверью, сняв в откровенных сценах эпической “Сибириады” сразу двух актрис. Первой была всё та же Елена Коренева, уже появлявшаяся топлесс в его “Романсе о влюблённых”. Второй стала тогда ещё начинающая Наталья Андрейченко. “Сталкер” (1979) Соратник Кончаловского Андрей Тарковский в своём последнем советском фильме перед эмиграцией в Италию тоже не оставил зрителя ни с чем, позволив через одежду полюбоваться грудью Алисы Фрейндлих. “Экипаж” (1979) В самом известном советском фильме-катастрофе зритель увидел не только героизм отечественных лётчиков, но и очень смелую по тем временам любовную сцену с участием Леонида Филатова и Александры Яковлевой. Впоследствии актриса появилась в весьма соблазнительном виде в ещё одной культовой отечественной картине - “Человеке с бульвара Капуцинов” 1987 года. “Гонка с преследованием” (1979) В этом малоизвестном криминальном фильме в откровенном виде предстала актриса Любовь Виролайнен. Правда, на кадре не изнасилование, как можно подумать, а оказание первой помощи: героиня только что выбралась из ледяной воды. “Таёжная повесть” (1979) Ещё одна сцена, где мужчина спасает выловленную из воды красавицу, со всеми подробностями была показана в экранизации рассказа Виктора Астафьева “Сон о белых горах”. “Москва слезам не верит” (1979) Этот знаковый советский фильм знаменит, помимо всего прочего, мастерским заигрыванием с сексуальностью. Режиссёр Владимир Меньшов ловко переключает внимание зрителя с моющейся в душе героини Веры Алентовой на её дочь в исполнении молодой Натальи Вавиловой одной-единственной сменой кадра. А затем продолжает дразнить зрителя грудью Алентовой (между прочим, своей жены) уже в “постельной” сцене. 1980-е В следующем десятилетии откровенность на советском экране продолжала нарастать. Закончилось это “перестройкой”, когда все культурные табу советской поры оказались сняты окончательно. “Агония” (1981) Картина Элема Климова, рассказывающая о закате царской России и “великом любовнике” Григории Распутине, не могла обойтись без откровенных кадров. В них засветились актриса Нелли Пшённая, сыгравшая обнажившую грудь баронессу Сашеньку и Алла Майкова, исполнившая роль придворной фрейлины Лидии Никитиной. “Ярослав Мудрый” (1981) В этой биографии великого киевского князя “открытый верх” продемонстрировала актриса Татьяна Кондырева, сыгравшая его любовницу с говорящим именем Любава. “Частная жизнь” (1982) Серьёзная драма о том, как нелегко уходить на пенсию, в качестве лёгкого противовеса предложила зрителям мельком взглянуть на обнажённую грудь Татьяны Догилевой. “Искатель приключений” (1983) Ещё один малоизвестный фильм прибалтийского (а конкретно - эстонского) производства рассказывает о романтическом велосипедисте, любящем выбираться на природу, и о том, как он натыкается на прелестную купальщицу в исполнении Вийре Вальдмы. “Когда сдают тормоза” (1984) А эта криминальная драма была снята уже в Латвии. На кадре - жертва изнасилования в ночном парке, сыгранная Илзе Ваздикой. На лице у неё - платок, смоченный эфиром. “Формула любви” (1984) Ещё один любимый телезрителями фильм Марка Захарова повествует о похождениях графа Калиостро, а в роли очаровательной девочки-видения с обнажённой грудью снялась Елена Ванюшкина. “Выйти замуж за капитана” (1985) В неловком инциденте во время купания персонаж Виктора Проскурина получил шанс оценить прелести Веры Глаголевой, заодно поделившись ими со всей страной. “Зимняя вишня” (1985) Одна из самых запомнившихся обнажённых сцен позднесоветского кино пришлась на эту мелодраму Игоря Масленникова, а в роли объекта пристальных взоров аудитории выступила Елена Сафонова. “Завтра была война” (1987), “Маленькая Вера” (1988) Символом перестроечного “освобождения нравов” стала актриса Наталья Негода. Впервые она появилась на большом экране в историческом фильме “Завтра была война”, посвящённом жизни советских школьников начала сороковых, и долго любовалась своим соблазнительным отражением в зеркале. А уже в следующем году в кинотеатрах показали картину “Маленькая Вера”, содержавшую первую настоящую сцену секса в советской истории. Это событие вызвало невероятно бурный отклик, и, хотя многие увиденным возмущались, обратного пути уже не было. В отечественной киноиндустрии стало можно всё. “Биндюжник и король” (1989) В этом фильме, снятом по мотивам произведений Исаака Бабеля об Одессе, зрители увидели постельную сцену с участием Армена Джигарханяна и Ирины Розановой. “СВ. Спальный вагон” (1989) А в этой дорожной мелодраме скромная бесприданница Лариса Гузеева показала то, что утаили от публики создатели “Жестокого романса”.