В декабре отпразднуют 100-летие со дня рождения Вероники Дударовой
Вероника Борисовна Дударова… Имя и творчество этого выдающегося дирижера XX века и сегодня волнует тех, кому посчастливилось бывать на ее концертах, слушать ее записи, выступать в совместных концертах. Сознание сберегло трепетные музыкальные переживания. В нем всплывают не только эпизоды триумфальных симфонических концертов, но и сама атмосфера музыкальных празднований. В центре сохранившихся впечатлений эмоциональной фотовспышкой высвечивается образ величественной и потрясающе красивой женщины, создающей музыку. Память выстраивает грандиозное крещендо "Болеро" Равеля, озвучивает бушующие страсти и возвышенный пафос симфоний - Седьмой Бетховена, Шестой Чайковского, Первой Малера, Второй Рахманинова, Пятой Шостаковича, разворачивает захватывающие истории симфонических поэм Рихарда Штрауса, впечатляющие звуковые картины "Моря" Дебюсси. И многое-многое другое. Перечислить всё, что когда-то было услышано и записано на флеш-карту памяти как нечто событийное и вместе с тем очень важное для тебя лично, невозможно. Именно Дударовой удалось коренным образом изменить карту музыкального профессионализма XX века. Сколько бы теоретики вопроса не уточняли, что Дударова не была первой женщиной-дирижером, что, мол, до нее вставали за дирижерский пульт Надя Буланже, Жанна Эврар или Этель Легинска, всё-таки и для профессионалов, и для любителей музыки всего мира именно Вероника Дударова стала символом таланта, преодолевшего барьеры традиции. Нашей великой соотечественнице удалось то, что и сегодня трудно не то, что повторить, но даже вообразить. Почти пятьдесят лет В. Дударова руководила лучшими оркестрами столицы: около тридцати лет - Московским симфоническим, еще 19 лет - Симфоническим оркестром России. Дар музыканта высоко ценят и ценили коллеги-дирижеры. Не склонные раздавать комплименты Евгений Мравинский и Евгений Светланов признавали высочайший профессионализм и неповторимость дирижерского дарования Дударовой. Евгений Фёдорович Светланов называл масштабы творческой деятельности Дударовой гигантскими, восхищался её удивительно точным проникновением в исполняемые оркестровые произведения. С Вероникой Борисовной делили успех лучшие отечественные и зарубежные солисты, среди которых пианисты Григорий Соколов и Денис Мацуев, Михаил Плетнев и Фархад Бадалбейли, скрипачи Леонид Коган и Олег Каган, Гидон Кремер и Виктор Третьяков, Лиана Исакадзе и Максим Федотов, певцы Иван Козловский и Тамара Синявская, Тамара Милашкина и Любовь Казарновская, виолончелисты Валентин Фейгин и Наталья Гутман. Всех перечислить невозможно! А с какой благодарностью вспоминают имя Вероники Борисовны композиторы, чьи произведения были блестяще исполнены дирижером. В ее лице нашли выдающегося интерпретатора десятки композиторов-современников, среди которых Георгий Свиридов, Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Андрей Эшпай, Альфред Шнитке, Микаэл Таривердиев, Александр Чайковский, София Губадулина, Родион Щедрин, Илья Габараев, Ширвани Чалаев. Вероника Борисовна была блистательным педагогом и пропагандистом классической музыки. В своих коллективах она воспитала сотни оркестровых музыкантов. Всей своей деятельностью во время дневных и вечерних филармонических концертов, в многочисленных гастрольных поездках и фестивалях она вместе с музыковедом Жанной Дозорцевой обращала в музыкальную веру тысячи слушателей. Дударовой это удавалось, потому что у нее была убежденность в том, что музыка - это едва ли не самое главное в жизни человека. А ведь ещё Берлиоз утверждал, что дирижёр должен быть страстным и влюблённым в музыку, "тогда его чувство, его волнение передаются исполнителям, его внутреннее пламя согревает их, его наэлектризованность электризует их, сила его побуждений увлекает за собой - он излучает вокруг себя живительную силу музыкального искусства". Особую привязанность Вероника Борисовна к испытывала к Кавказу. Рожденная в Баку, часто бывавшая в любимой Осетии, Дударова словно получила от кавказской природы особую стойкость и жизненную силу. В 1960 году во время декады осетинского искусства и литературы В.Б. Дударова поставила и провела два первых национальных спектакля композитора Х. Плиева - оперетту "Весенняя песня" и оперу "Коста", посвященную великому сыну осетинского народа Коста Хетагурову. Много раз артистка приезжала в родную рес¬публику, и каждый её визит становился праздником. И кто знает, может именно эти концерты-праздники стали отправной точкой в формировании череды осетинских дирижеров - Валерия Гергиева, Тугана Сохиева, Заурбека Гугкаева, Тимура Зангиева, Хетага Тедеева, Георгия Албегова, Даны Муриевой. В начале карьеры Веронику Дударову называли огненным дирижером, в пору расцвета ― музыкантом, творящим чудеса, поэтессой, артисткой, скульптором и режиссером звука. В конце жизни Вероника Дударова все чаще удостаивалась звания "легендарной"! В жестокую и прагматичную эпоху XX - XXI веков ее творчество представало по-настоящему уникальным, внося в нашу жизнь свет духовной надежды и чистоты, женской гармонии и созидания, утверждая немеркнущие идеалы Истины, Добра и Красоты.