Оркестр Мариинского театра исполнил неизвестного Стравинского 

Оркестр Мариинского театра исполнил неизвестного Стравинского
Фото: РИА Новости
В концертном зале Мариинского театра закрыл Год  и открыл Год , представив музыкальную сенсацию — мировую премьеру утраченной партитуры Стравинского «Погребальная песня», соч. 5 (1908).
Смена музыкального «кода» на предстоящий год — с Прокофьева на Стравинского — прошла с размахом. Оба концерта транслировались на международную аудитори: прокофьевский финал — в формате 360 градусов на Russia Today, открытие Стравинского — на Mezzo и Mezzo live HD. И хотя заявленные композиторы давно уже входят в реестр титульных для Мариинки имен, формат проведенного прокофьевского Года имел масштаб, беспрецедентный в мире.
По итогам года в 35 городах России и 19 странах мира, включая Китай, Тайвань, Японию, Корею, страны Европы, оба американских континента, Кубу, прозвучали практически все сочинения Сергея Прокофьева — начиная с его детской оперы «Великан» до последних инструментальных опусов.
Теперь подобный Год предстоит Игорю Стравинскому. К открытию нового годового цикла приурочили сенсацию — мировую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. Это раннее сочинение Стравинского было написано в 1908 году на смерть и считалось утраченным. Партитура длительностью в 106 тактов, сделанная для большого состава симфонического оркестра, исполнялась единственный раз 17/30 января 1909 года в Большом зале Петербургской консерватории в Русском симфоническом концерте памяти Римского-Корсакова под управлением Феликса Блуменфельда. Впоследствии оказалось, что экземпляра нот не сохранилось даже у самого композитора, и он надеялся, уже находясь за границей, что «Погребальную песнь» разыщут в какой-нибудь петербургской библиотеке. Произошло это только полтора года назад при переезде библиотеки Петербургской консерватории на время ремонта из здания. Как оказалось, списанные еще в 1951 году партии оркестровых голосов «Погребальной песни» Стравинского в полном комплекте (58 партий) с пометами «Русское симфоническое общество», случайно сохранились в одном из шкафов библиотеки. Научный доклад об этой сенсации сделала музыковед Наталья Брагинская. На открытии Года Стравинского «Погребальная песнь» прозвучала впервые с 1909 года в исполнении Мариинского оркестра под управлением Валерия Гергиева.
Партитура «Погребальной песни» Стравинского почти век считалась утраченной и была случайно найдена в шкафу библиотеки Петербургской консерватории в 2014-м "Песню" Стравинского представили в продуманном музыкальном контексте. Сначала музыка учителя Стравинского — Симфоническая сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, в которой красочный мир с вздымающимися волнами, водной пучиной в духе «Садко» и волшебные разливы арф, мягкая кантилена струнных в пронзительных по красоте темах блаженной девы Февронии, жуткие звоны и конский топот с обрушительными ударами литавр, изображающие сечу при Керженце, предварили «визионерство» музыки молодого Стравинского — автора «Жар-птицы», «Петрушки», «Весны священной». Прозвучавшая в концерте «Жар-птица» эту музыкальную связь учителя и ученика показала наглядно. Выбор на «Жар-птицу» пал не случайно и потому, что «Погребальная песня» оказалась предвестием этой музыки, ее мистических звуковых миров. Написанная в медленном темпе Largo assai «Песня» началась с того же «хтонического» гула, брожения звука, тихого тремоло, как и «Жар-птица». Скользящие штрихи, тихий звук далекого «загробного» колокола — глубина бездны, звучащей тихим соло трубы и струнными, рождавшими из недр оркестра «песню». Напев ее звучал патетично, передвигаясь от инструмента к инструменту, все с большим исступлением, словно вдавливаясь в оркестровую фактуру. Подъемы погребальной песни обрывались тревожными тремоло. И снова крутился и крутился печальный напев, пока не замирал в тихом просветленном аккорде оркестра — гармонии вечности. Одиннадцать минут сосредоточенной мрачной красоты — так прозвучала на премьере эта ранняя партитура Стравинского, которую Мариинский оркестр теперь будет представлять в течение всего Года Стравинского в мире.
Прямая речь
О том, что еще предстоит услышать в посвящении 135-летию композитора, специально для «РГ» рассказал руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.
— Это замечательная новость, что вслед за Годом Сергея Сергеевича Прокофьева Россия вступает в Год Игоря Федоровича Стравинского. Этими великими музыкантами, украсившими своим творчеством историю двадцатого века, написано столько замечательных произведений — такого качества, такой яркости, такой театральности и такого фонтанизма, что хватит играть в любой аудитории весь год. Но меня сегодня больше всего интересует, чтобы наши российские дети, школьники 10-12-15-летнего возраста услышали эту музыку. Потому что именно это имеет принципиальное значение для будущего классической музыки в нашей стране. Безусловно, мы не ограничимся исполнением одного произведения Стравинского. У нас будут и новые постановки в Мариинском театре, и восстановленные лучшие работы, которые мы собирали, обогащая репертуар театра сочинениями, вышедшими из-под пера великого Стравинского. У нас будет возможность представить творчество Стравинского.
И в рамках Пасхального фестиваля, и рамках наших резиденций — от Мюнхена до Лондона и Парижа, от Нью-Йорка до Токио и Пекина. Конечно, и солисты включатся в эту программу — и известные российские и иностранные исполнители, и поколение молодых, зарекомендовавших себя. Оба последних конкурса Чайковского уже дали нам возможность говорить о великолепном новом поколении пианистов, скрипачей, виолончелистов, певцов. Но у нас растут и молодые хореографы, режиссеры, и все они будут пробовать себя в рамках Года Стравинского. Именно поэтому это радостная новость для России — вступать в Год Стравинского.
Видео дня. Телеведущая потеряла ноги во время эфира
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео