Столетие со дня рождения Эмиля Гилельса отметят в Московской Консерватории его коллеги
В октябре 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения пианиста Эмиля Григорьевича Гилельса. Известные современные пианисты соберутся почтить его память 12 декабря 2016 года в Большом зале Московской консерватории. Эмиль Григорьевич Гилельс (1916 – 1985) – пианист и педагог, Народный артист России. Выпускник Одесской консерватории по классу профессора Берты Рейнгбальд. Лауреат конкурсов пианистов в Москве (1933), Вене (1936) и Брюсселе (1938). С 1938 – профессор Московской консерватории. Репертуар пианиста включал широкий спектр произведений от И. С. Баха и Д. Скарлатти до музыки 20 века. Пианисты-выпускники Московской консерватории Басиния Шульман, Александр Гиндин, Борис Блох, а также Калужский молодежный симфонический оркестр им. С.Т.Рихтера (дирижер Арсентий Ткаченко) отдадут дань уважения Э.Г. Гилельсу и сыграют Л.В. Бетховена, К. Сен-Санса, Э. Грига и В.А. Моцарта, три фортепианных концерта и тройной концерт, которые имеют прямую связь с репертуаром ушедшего великого пианиста. Представит их внук Эмиля Григорьевича Кирилл Гилельс, который согласился в интервью культурно-политическому журналу «Э Вести» рассказать о предстоящем концерте и памяти своего выдающегося деда. ЭВ: Эмиль Гилельс - это великий пианист, и мне казалось, что его память почитается в обычном режиме всегда, каждый год. Так ли это? Кирилл Гилельс: Вы знаете, это не совсем так. Существует постоянный проект в немецком Фрайбурге (Freiburg) – это фестиваль, посвященный Эмилю Григорьевичу, созданный его учеником, нашим знаменитым пианистом Феликсом Готлибом, который живет во Фрайбурге и преподаёт в Музыкальной академии. В 2006 году он организовал фонд, и с 2012 года раз в два года в марте проводится музыкальный фестиваль, на который приглашаются великие музыканты, такие как Григорий Соколов, Марта Аргерих, Евгений Кисин. В рамках фестиваля даются концерты, мастер-классы, например, Дмитрия Башкирова. В 2018 году будет четвертый фестиваль и дай Бог, чтобы он состоялся, потому что это дело хлопотное, и я знаю не понаслышке, сколько трудов и усилий это стоит Феликсу Готлибу (это по сути как создать собственную филармонию). В этом году было очень много концертов, поскольку 100 лет бывает раз в жизни. Был большой филармонический вечер собственно в день юбилея, в октябре в зале Чайковского в Москве дал концерт Борис Березовский, в Петербурге играл Валерий Афанасьев, были концерты в Воронеже, Белгороде, в Кемерово, много различных мероприятий в других городах. Часто организуются небольшие концерты, когда музыканты хотят почтить память Эмиля Григорьевича, но они не имеют ко мне отношения. До юбилейного года выходили какие-то книги, исследования, статьи. Из замечательных книг – это книги проф. Г.Б. Гордона, книги проф. Е.Н. Федорович, воспоминания вдовы Эмиля Григорьевича, моей бабушки Ф.А. Гилельс. Бабушка всю жизнь писала путевые заметки, и для меня была приятная неожиданность, что книга, несмотря на небольшой тираж, произвела большой эффект. Немножко забегая вперед скажу, что то же издательство будет делать в будущем полновесное издание воспоминания бабушки, потому что это колоссальная робота, плюс еще стихи бабушки. Также было сделано некоторое количество телепередач. Особенно меня тронули два момента: фильм, снятый школьным педагогом Светланой Савельевой (по образованию музыковеда) и книга, выпущенная Владимиром Бабошиным - исследователем-любителем, поклонником Э.Г. Гилельса, радиоинженером по профессии. Я выложил фотографии его прекрасных книг, которые будут выставлены в качестве экспоната в доме-музее Александра Борисовича Гольденвейзера. Концерт, о котором мы говорим – 12 декабря 2016 года, это была инициатива Б. Шульман, она мне написала, что у нее есть такая идея и спросила, как я к этому отнесусь. Я буду только благодарен, как я могу иначе к этому отнестись?! ЭВ: Было ли у Э. Гилельса какое -то особое отношение к Бетховену, Моцарту, Григу? Кирилл Гилельс: Безусловно. Вообще, Эмиль Григорьевич никогда не исполнял того, чего он не любил. В последние годы жизни его репертуар стал уже. Если раньше был период исканий, то в последний год он исполнял только «жемчужины». В 1986 году он должен был исполнить три камерных концерта Моцарта (12, 13, 14 концерты), но неожиданно скончался. Он приехал из Хельсинки и лег в больницу подлечиться. В день своего рождения, 19 октября 1985 г., он должен был лететь на гастроли в Швейцарию. Бетховен – это композитор, с которым была связана вся жизнь Гилельса, начиная с первого концерта в 1929 году, где он сыграл «Патетическую сонату», до последнего публичного концерта в Хельсинки в 1985 году, где он сыграл «Хаммерклавир». Он исполнял Бетховена еще до войны, был одним из первых исполнителей, кто начал исполнять пять концертов Бетховена циклами: по три концерта за два дня. В 1956-1957 годах состоялись знаменитые концерты в Зандерлингом в Праге, Санкт-Петербурге и Москве. Есть также культовая пластинка с Джорджем Селлом, записанная в 1968 году в Кливленде, запись с Мазуром в Москве, и многие другие выступления. Григ – большая сердечная любовь Эмиля Григорьевича. Он сделал все, чтобы записать пластинку с лирическими пьесами Грига. Хотя в советское время это было практически невозможно, он настаивал, чтобы эту пластинку записал известный немецкий рекорд-лейбл «Дойче Граммофон». Есть масса записей этого концерта, например запись с маэстро Мути (1979 г.), а также запись со Светлановым. Что касается Сен-Санса, есть запись «Карнавала животных» 1951 года. В том концерте приняли участие Эмиль Григорьевич, Яков Зак и Даниил Шафран. Тройной концерт Эмиль Григорьевич не исполнял. Есть версия этого концерта для двух фортепиано, но это не из репертуара Гилельса. Этот концерт – это некая доминанта вечера, потому что четыре концерта, сыгранные за вечер – это колоссальная нагрузка на артистов, оркестр и публику. ЭВ: Стоит ли, кстати, приходить на концерт простым любителям? Кирилл Гилельс: Я думаю, да, потому, что это хорошая возможность послушать несколько шедевров классической музыки за один вечер. Третий концерт Бетховена – его самый известный концерт. Что касается Грига, это его единственный концерт, тоже шедевр. Что касается Сен-Санса, то в советское время среди музыковедов сложилось мнение о том, что это буржуазная музыка. Эмиль Григорьевич говорил: «Они не понимают, это шампанское», праздничный концерт. Гилельс всю жизнь исполнял его. Есть замечательная запись этого концерта с маэстро Элиасбергом в марте 1951 года; есть также запись 1982 года с Госоркестром. Поэтому программа выступления подобрана не случайно, а связана живой нитью с Гилельсом. Французская, немецкая и норвежская музыка – потрясающее сочетание. Я уверен, что слушатели не пожалеют о потраченном времени. Это вечные произведения, которые будут радовать людей еще не одно столетие. ЭВ: Часто ли сам Гилельс участвовал в концертах памяти других музыкантов? Кирилл Гилельс: У него были друзья из музыкального мира. Когда не стало Якова Владимировича Флиера, он сыграл концерт памяти Флиера. Когда умер Леонид Борисович Коган, Эмиль Григорьевич очень переживал, даже отменил свои ближайшие выступления – редчайший случай. Когда был концерт памяти Берты Михайловны Рейнгбальд, он приехал в Одессу, чтобы сыграть в день 30-летия со дня её трагической гибели. Местные власти под разными предлогами запрещали называть этот концерт концертом памяти Рейнгбальд, но Эмиль Григорьевич пригрозил отменить концерт и сообщить об этом в Москву. Тогда чиновники отступили и разрешили назвать выступление концертом памяти Рейнгбальд. Программа вечера: Л-В Бетховен. Концерт № 3 c-moll исполняет Борис Блох К. Сен-Санс. Концерт № 2 g-moll исполняет Басиния Шульман Э.Григ. Концерт a-moll исполняет Александр Гиндин В.А.Моцарт. Концерт для трех фортепиано F-Dur K242 Исполняют Борис Блох, Басиния Шульман, Александр Гиндин