Столетие со дня рождения Эмиля Гилельса отметят в Московской Консерватории его коллеги 

Столетие со дня рождения Эмиля Гилельса отметят в Московской Консерватории его коллеги
Фото: ЭВести
В октябре 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения пианиста . Известные современные пианисты соберутся почтить его память 12 декабря 2016 года в Большом зале Московской консерватории.
Эмиль Григорьевич Гилельс (1916 — 1985) — пианист и педагог, Народный артист России. Выпускник Одесской консерватории по классу профессора Берты Рейнгбальд. Лауреат конкурсов пианистов в Москве (1933), Вене (1936) и Брюсселе (1938). С 1938 — профессор Московской консерватории. Репертуар пианиста включал широкий спектр произведений от И. С. Баха и Д. Скарлатти до музыки 20 века.
Пианисты-выпускники Московской консерватории Басиния Шульман, , Борис Блох, а также Калужский молодежный симфонический оркестр им. С. Т. Рихтера (дирижер Арсентий Ткаченко) отдадут дань уважения Э. Г. Гилельсу и сыграют Л. В. Бетховена, К. Сен-Санса, Э. Грига и В. А. Моцарта, три фортепианных концерта и тройной концерт, которые имеют прямую связь с репертуаром ушедшего великого пианиста. Представит их внук Эмиля Григорьевича Кирилл Гилельс, который согласился в интервью культурно-политическому журналу «Э Вести» рассказать о предстоящем концерте и памяти своего выдающегося деда.
ЭВ: Эмиль Гилельс — это великий пианист, и мне казалось, что его память почитается в обычном режиме всегда, каждый год. Так ли это?
Кирилл Гилельс: Вы знаете, это не совсем так. Существует постоянный проект в немецком Фрайбурге (Freiburg) — это фестиваль, посвященный Эмилю Григорьевичу, созданный его учеником, нашим знаменитым пианистом Феликсом Готлибом, который живет во Фрайбурге и преподаёт в Музыкальной академии. В 2006 году он организовал фонд, и с 2012 года раз в два года в марте проводится музыкальный фестиваль, на который приглашаются великие музыканты, такие как , , . В рамках фестиваля даются концерты, мастер-классы, например, . В 2018 году будет четвертый фестиваль и дай Бог, чтобы он состоялся, потому что это дело хлопотное, и я знаю не понаслышке, сколько трудов и усилий это стоит Феликсу Готлибу (это по сути как создать собственную филармонию).
В этом году было очень много концертов, поскольку 100 лет бывает раз в жизни. Был большой филармонический вечер собственно в день юбилея, в октябре в зале Чайковского в Москве дал концерт , в Петербурге играл , были концерты в Воронеже, Белгороде, в Кемерово, много различных мероприятий в других городах. Часто организуются небольшие концерты, когда музыканты хотят почтить память Эмиля Григорьевича, но они не имеют ко мне отношения.
До юбилейного года выходили какие-то книги, исследования, статьи. Из замечательных книг — это книги проф. Г. Б. Гордона, книги проф. Е. Н. Федорович, воспоминания вдовы Эмиля Григорьевича, моей бабушки Ф. А. Гилельс. Бабушка всю жизнь писала путевые заметки, и для меня была приятная неожиданность, что книга, несмотря на небольшой тираж, произвела большой эффект. Немножко забегая вперед скажу, что то же издательство будет делать в будущем полновесное издание воспоминания бабушки, потому что это колоссальная робота, плюс еще стихи бабушки. Также было сделано некоторое количество телепередач.
Особенно меня тронули два момента: фильм, снятый школьным педагогом (по образованию музыковеда) и книга, выпущенная Владимиром Бабошиным — исследователем-любителем, поклонником Э. Г. Гилельса, радиоинженером по профессии. Я выложил фотографии его прекрасных книг, которые будут выставлены в качестве экспоната в доме-музее Александра Борисовича Гольденвейзера.
Концерт, о котором мы говорим — 12 декабря 2016 года, это была инициатива Б. Шульман, она мне написала, что у нее есть такая идея и спросила, как я к этому отнесусь. Я буду только благодарен, как я могу иначе к этому отнестись?!
ЭВ: Было ли у Э. Гилельса какое -то особое отношение к Бетховену, Моцарту, Григу?
Кирилл Гилельс: Безусловно. Вообще, Эмиль Григорьевич никогда не исполнял того, чего он не любил. В последние годы жизни его репертуар стал уже. Если раньше был период исканий, то в последний год он исполнял только «жемчужины». В 1986 году он должен был исполнить три камерных концерта Моцарта (12, 13, 14 концерты), но неожиданно скончался. Он приехал из Хельсинки и лег в больницу подлечиться. В день своего рождения, 19 октября 1985 г., он должен был лететь на гастроли в Швейцарию.
Бетховен — это композитор, с которым была связана вся жизнь Гилельса, начиная с первого концерта в 1929 году, где он сыграл «Патетическую сонату», до последнего публичного концерта в Хельсинки в 1985 году, где он сыграл «Хаммерклавир». Он исполнял Бетховена еще до войны, был одним из первых исполнителей, кто начал исполнять пять концертов Бетховена циклами: по три концерта за два дня. В 1956-1957 годах состоялись знаменитые концерты в Зандерлингом в Праге, Санкт-Петербурге и Москве. Есть также культовая пластинка с , записанная в 1968 году в Кливленде, запись с Мазуром в Москве, и многие другие выступления.
Григ — большая сердечная любовь Эмиля Григорьевича. Он сделал все, чтобы записать пластинку с лирическими пьесами Грига. Хотя в советское время это было практически невозможно, он настаивал, чтобы эту пластинку записал известный немецкий рекорд-лейбл «Дойче Граммофон». Есть масса записей этого концерта, например запись с маэстро Мути (1979 г.), а также запись со Светлановым.
Что касается Сен-Санса, есть запись «Карнавала животных» 1951 года. В том концерте приняли участие Эмиль Григорьевич, Яков Зак и Даниил Шафран.
Тройной концерт Эмиль Григорьевич не исполнял. Есть версия этого концерта для двух фортепиано, но это не из репертуара Гилельса. Этот концерт — это некая доминанта вечера, потому что четыре концерта, сыгранные за вечер — это колоссальная нагрузка на артистов, оркестр и публику.
ЭВ: Стоит ли, кстати, приходить на концерт простым любителям?
Кирилл Гилельс: Я думаю, да, потому, что это хорошая возможность послушать несколько шедевров классической музыки за один вечер. Третий концерт Бетховена — его самый известный концерт. Что касается Грига, это его единственный концерт, тоже шедевр. Что касается Сен-Санса, то в советское время среди музыковедов сложилось мнение о том, что это буржуазная музыка. Эмиль Григорьевич говорил: «Они не понимают, это шампанское», праздничный концерт. Гилельс всю жизнь исполнял его. Есть замечательная запись этого концерта с маэстро Элиасбергом в марте 1951 года; есть также запись 1982 года с Госоркестром.
Поэтому программа выступления подобрана не случайно, а связана живой нитью с Гилельсом. Французская, немецкая и норвежская музыка — потрясающее сочетание. Я уверен, что слушатели не пожалеют о потраченном времени. Это вечные произведения, которые будут радовать людей еще не одно столетие.
ЭВ: Часто ли сам Гилельс участвовал в концертах памяти других музыкантов?
Кирилл Гилельс: У него были друзья из музыкального мира. Когда не стало , он сыграл концерт памяти Флиера. Когда умер Леонид Борисович Коган, Эмиль Григорьевич очень переживал, даже отменил свои ближайшие выступления — редчайший случай. Когда был концерт памяти Берты Михайловны Рейнгбальд, он приехал в Одессу, чтобы сыграть в день 30-летия со дня её трагической гибели. Местные власти под разными предлогами запрещали называть этот концерт концертом памяти Рейнгбальд, но Эмиль Григорьевич пригрозил отменить концерт и сообщить об этом в Москву. Тогда чиновники отступили и разрешили назвать выступление концертом памяти Рейнгбальд.
Программа вечера:
Л-В Бетховен. Концерт № 3 c-moll исполняет Борис Блох
К. Сен-Санс. Концерт № 2 g-moll исполняет Басиния Шульман
Э. Григ. Концерт a-moll исполняет Александр Гиндин
В. А. Моцарт. Концерт для трех фортепиано F-Dur K242 Исполняют Борис Блох, Басиния Шульман, Александр Гиндин
Видео дня. Откуда взялся генерал в «Москва слезам не верит»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео