Умер Грег Лейк
Пионеру прог-рока было 69 лет Легендарный прог-роковый музыкант и продюсер Грег Лейк, один из основателей King Crimson и Emerson, Lake & Palmer, ушел из жизни на 70-м году жизни. Судьба Грега Лейка была предопределена еще в юности. Мать Лейка была пианисткой, она же купила ему первую гитару. В школе в Борнмуте он учился вместе с Робертом Фриппом, впоследствии — основателем группы King Crimson. Юноши брали уроки игры на гитаре у одного и того же учителя. В 1968 году после целого ряда экспериментов с разными музыкантами Фрипп предложил Лейку заменить одного из коллег в своем тогдашнем составе Giles, Giles and Fripp. А так как двое партнеров Фриппа были братьями, гитарист, фактически, развалил группу и вместе с Лейком принялся за создание нового величественного ансамбля, которому было суждено изменить лицо современной музыки. Грегу Лейку были переданы не только полномочия бас-гитариста, но и вокальные партии. В начале 1969 года начались репетиции нового состава. Летом King Crimson уже выступали в Гайд-парке, на концерте памяти гитариста The Rolling Stones Брайана Джонса. А в октябре вышел первый альбом King Crimson — “In the Court of the Crimson King”. Этот альбом, фактически, заложил канон прогрессивного рока. Роберт Фрипп и его коллеги сформулировали прог-рок как стиль еще до того, как свои основополагающие работы выпустили Pink Floyd и Yes. По степени новаторства “In the Court of the Crimson King” мог тогда тягаться только с двумя первыми дисками Led Zeppelin. На этом же альбоме вышла самая узнаваемая песня за всю историю King Crimson — “21st Century Schizoid Man”. В ней также звучат голос и бас-гитара Грега Лейка. Во время турне в поддержку “In the Court of the Crimson King” King Crimson сопровождала группа The Nice. Грег Лейк подружился с ее клавишником Китом Эмерсоном, да так, что у King Crimson буквально на глазах стала формироваться группа-конкурент. Вокал Грега Лейка звучал на втором альбоме King Crimson “In the Wake of Poseidon” (1970), но к этому моменту уже было ясно, что музыкант нашел себя в другом составе. В конце года в продаже появился дебютный альбом прогрессив-роковой супергруппы, в которую, наряду с Эмерсоном и Лейком, вошел барабанщик The Crazy World of Arthur Brown и Atomic Rooster Карл Палмер. Грег Лейк принял участие в записи девяти студийных альбомов Emerson, Lake & Palmer (ELP). Нельзя не упомянуть также революционную пластинку “Pictures at an Exhibition” (1971) — концертную запись, сделанную в 1971 году в Ньюкасле во время исполнения сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки». Помимо партий баса, Грег Лейк записал большую часть гитар для альбомов ELP. Акустическая гитара в руках Грега Лейка становилась своего рода противовесом насыщенным и полным отсылок к классике клавишным аранжировкам Эмерсона. В выходных данных ключевых альбомов ELP Грег Лейк упомянут, как их продюсер. Причиной распада ELP в конце 1970-х стали противоречия между пристрастием Кита Эмерсона к классической музыке и прямолинейным роковым мышлением Грега Лейка. К тому же в середине 1970-х Лейк вполне уверенно выступил в качестве самостоятельной творческой единицы, выпустив рождественский хит-сингл "I Believe in Father Christmas". За ним в начале 1980-х последовали два сольных альбома. Будучи востребованным и надежным сессионным музыкантом, Грег Лейк прошел через самые громкие супергруппы, такие, как Asia и звёздный состав Ринго Старра. Несмотря на творческие разногласия, Грег Лейк оставался верен дружбе с Китом Эмерсоном и то и дело сходился с ним для разных проектов, будь разовые концертные воссоединения ELP, акустические турне или версия ELP c хард-роковым барабанщиком Кози Пауэллом на месте Карла Палмера. Последние студийные записи ELP датируются концом 1980-х — началом 1990-х. А в 2010 году ELP отметили 40-летие коллектива концертом на фестивале “High Voltage” в Лондоне и по его следам выпустили концертный альбом. В марте 2016 года тяжело больной Кит Эмерсон покончил с собой, выстрелив себе в голову. «Каковы бы ни были обстоятельства смерти Кита,— писал Грег Лейк,— я бы не хотел, чтобы они перевесили в памяти людей то, что он сделал, как художник. Лично я всегда буду помнить выдающийся талант Кита, его дар пианиста и композитора, а также страсть развлекать людей. Музыка была его жизнью, и несмотря на все беды, которые выпали на его долю в последние годы, я уверен, что созданное им будет жить вечно». Известно, что Палмер и Лейк готовили мемориальный концерт для всех поклонников Кита Эмерсона. Но если он состоится, то теперь это будет трибьют великому трио. «Заоблачный голос Грега и его величественный талант инструменталиста останутся в памяти всех, кто слышал его записи с ELP и King Crimson,— написал в своем прощальном слове Карл Палмер.— Я наслаждаюсь воспоминаниями о наших 1970-х. Выступления с Грегом были незабываемы. Вместе со смертью Кита его уход — огромная потеря для всех нас». Борис Барабанов