Михаил Турецкий: "Надеюсь, что SOPRANO станет претендентом на участие в "Евровидении"
Вечер открытий случился в минувшее воскресенье. SOPRANO, «девичий» проект Михаила Турецкого, я видел в формате большого концертного шоу впервые. Хотя коллектив работает уже 7 лет, но смотреть его случалось либо в сборных концертах, либо «вставкой» на спектаклях «отцовского» Хора Турецкого. И впечатления от программы «Ты — все, что нужно мне» неожиданно превзошли ожидания — и увиденное, и услышанное. Выяснилось также, что у коллектива появилась большая и светлая евромечта. Былой иронический скепсис музсообщества в адрес г на Турецкого, над которым поначалу многие подтрунивали за чрезмерно прямолинейную спекуляцию уже освоенным им форматом (мол, создал, хитрец, еще и женскую версию своего мужского Хора Турецкого!), достаточно быстро сменился значительно более доброжелательными характеристиками. Теперь, после личного знакомства с полноценным представлением, стало понятно, что имел в виду американский рэп-стар Seal, еще три года назад признавший SOPRANO «лучшей женской группой в мире». Если говорить об общепринятой схеме girlsband, то сиськи–губы–ноги–реснички как обязательный атрибут товарного качества есть, конечно, у всех, а вот чтобы к «продажной» натуре прилагалось еще и безупречное — ну почти! — исполнение всех мыслимых канонов в ювелирной огранке маэстро — действительно и практически артефакт. К устоявшимся представлениям о текстурах «визгливого» женского голоса (итальянский термин soprano ведь именно это и означает — «высокий, возвышающийся») — контральто, меццо-сопрано, собственно сопрано (колоратурное, лирическое, драматическое) — фантазер, эстет и теоретик г н Турецкий добавил еще и целый спектр «пограничных» состояний: и «фьюжн-сопрано», и «фолк-сопрано», и «рок-сопрано», и «джаз-сопрано», и даже «драйв-сопрано». С драйвом действительно все было зашибись, так сказать, — не концерт, а цирковое представление с музыкально-вокальной эквилибристикой. Тут тебе и страдальческая «Птиченька», и разбитной «Пилот Иванов», и зажигательное «Рио», и пронзительная ария Далилы из волшебной оперы Сен-Санса, чуть не вызвавшая на сцену дух великой Марии Каллас… Под стать музыкальному драйву в зале царила настоящая постановочная фантасмагория: то живая лошадь на трясущихся от ужаса ногах в образе единорога с огромными бутафорскими крыльями, то голубь сизокрылый… Голубь, правда, промахнулся и в момент сентиментальной кульминации сел вместо руки исполнительницы на голову бас-гитариста. Пришлось после финала сцену переснимать... Причем, как утверждает г-н Турецкий, девчонки помимо женского «могут и все мужское спеть». Ну кроме разве что годуновского баса: «Скорбит душа, какой-то страх невольный…». Если это карнавально-разухабистое представление в таком «восхитительном» (как выразилась бы солистка группировки «Ленинград») качестве не просто показать в Москве один раз, а по примеру какого-нибудь «Мулен Ружа» заселить на постоянку в кафешантан, то не исключено, что лас-вегасы–бродвеи–сиднеи–сеулы–макао–токио и пр. и др., позеленев сперва от зависти, встали бы сразу в очередь на гастроли такого неординарного шоу. Однако амбиции г на Турецкого пока распространяются на более скромную, но тоже международную площадку — ближайший конкурс «Евровидение». Как продвигается затея, на какой стадии находится, кто за, а кто против, насколько важен «фактор Украины» в этой интриге и о прочих тайнах певец, композитор, дирижер, народный артист России любезно согласился посекретничать только с «ЗД». -Посмотрев концерт, я, кажется, понимаю, почему родилась идея с «Евровидением»… -Я посмотрел, кто выступал от России. После «Бурановских бабушек» уже очень давно не было женской группы. Где-то год назад я понял, что они готовы. У нас прекрасный ресурс — и репертуарный, и постановочный, что было очевидно сейчас на большом концерте в Москве. Я уже заказал на Западе песню. Через неделю мне покажут первую пробу… У SOPRANO ведь свой путь, они не совсем шоу-бизнес. -Теперь об Украине. Понятно, что к фигуре «российского посланника» в Киеве отнесутся неравнодушно. Но ты, похоже, не проявляешь признаков даже малейшего волнения. Эта уверенность основана на знании реальной ситуации или просто интуиция и благостный настрой? -Мы недавно были на большом мероприятии в Киеве — 75 лет событиям в Бабьем Яру (место массового расстрела гражданского населения — евреев, цыган, караимов — и военнопленных под Киевом во время фашистской оккупации. —А.Г.). Сначала мне намекнули, что Хор Турецкого не хотят пускать, потому что 9 мая мы делали концерт в Севастополе. Но потом они, видимо, изучили этот вопрос всесторонне и приняли все-таки решение пустить Хор Турецкого. И нас очень хорошо встретили в Украине! Везде — и на таможне, и на паспортном контроле, и в аэропорту, и в гостинице. Но главное — в зале «Украина», когда мы вошли, был просто какой-то фурор. Люди соскучились. Приглашают теперь выступить с концертом в рамках нашего юбилейного тура. Тем более что я хотел в номере, который мы будем петь по-английски, добавить несколько слов на русском языке и на украинской мове... -Представим, что все случилось и вы поехали в Киев. После прошлого конкурса в Стокгольме у нас вдруг опомнились, хотя еще с московского «Евровидения»-2009 введена система смешанного голосования телезрителей и жюри, чьи оценки часто не то что не совпадали, а кардинально расходились. Для этого и придумана система, уравновешивающая фанатские и снобистские заскоки. Но у нас вдруг завопили о «шарашкиной конторе», которая, дескать, незаслуженно «оттеснила» несчастного Лазарева на третье место, хотя «за него проголосовала вся Европа». «Вся Европа», например, проголосовала в прошлом, 2015 году за итальянцев Il Volo, а по сумме баллов с учетом мнения жюри победил швед Монс. И сладкоголосые теноры «отодвинулись» как раз все на то же треклятое третье место, пропустив вперед даже «путинскую блондинку» Гагарину. Но Италия не колотилась в падучей, шизофренически выискивая «вражьи политические мотивации» и «гнусные провокации». Придурковатым жертвам агитпропа у нас, конечно, что в лоб, что по лбу — упертые, как столбы, и рыхлые, как вата… Но система «Евровидения» остается прежней: жюри и телезрители, мнения которых часто не совпадают. Вы готовы ко всей этой катавасии? Или опять затянем песенку про белого бычка, если что? -Не знаю, но интуиция мне подсказывает: то, что мы творчески сможем сделать на сцене, расположит к себе всех: и тенденциозных, и злобных, и агрессивных, и лояльных. Если Хор Турецкого я создавал из своих друзей и мы росли вместе, искали свой стиль, форму, что называется, сделали себя сами, то к моменту создания SOPRANO я уже имел в голове четкую модель универсального вокального проекта и возможность «лепить» его из очень хорошего «строительного материала». -И когда ты ожидаешь прояснения ситуации с вашими евронамерениями? -Думаю, до января все будет понятно. -Распространяются ли твои амбиции на победу? -Обязательно! Должна быть победа! Наверное, психологически зрителю легче слушать одного исполнителя, но мы так разложим свою песню на голоса, что в ней появятся очень яркие короткие персонифицированные фрагменты и мощная, как у Queen, но только женская вокальная пачка. Только дайте нам себя проявить! -Был бы начальником, дал бы не глядя!.. Успехов вам!