О чём плачет гобой? В Зауралье с гастролями приедет Алексей Балашов
Почему бастуют оркестры? Юлия Король, «АиФ-Курган»: Алексей, вам чуть за 30, а вы в этом году отмечаете уже 20-летие творческой деятельности. Когда к вам пришёл первый успех? Алексей Балашов: Мне было 13 лет, когда я, ученик московской духовой школы № 83 имени Михаила Табакова, выступил на конкурсе и получил своё первое музыкальное признание - вторую премию. На гобое к тому моменту я играл всего месяц. В качестве приза мне дали кассету с записью великого советского гобоиста Владимира Курлина, которая меня поразила. Тогда-то я и решил, что с гобоем свяжу свою жизнь. - Вас называют виртуозом гобоя, Паганини гобоя. Почему именно этот инструмент идёт с вами по жизни? - Это мой любимый музыкальный инструмент. Его звук по тембру наиболее близок человеческому голосу. Недавно я выступал в Ульяновске, и один человек высказал мнение, что гобой похож на плач женщины. Это действительно очень пронзительный инструмент, который заставляет людей заглянуть внутрь себя. Часто после концертов подходят люди и говорят, что они в первый раз услышали сольный гобой и что он их поразил. На концерте в Калуге я посвятил «Забвение» Астора Пьяццоллы памяти умершего директора калужского Дома музыки. Люди уходили и со сцены, и из зала со слезами на глазах. Это было и для меня потрясением. - Вы пять лет выступаете сольно, а до этого играли в ведущих оркестрах страны. Уход талантливых людей из оркестров - привычное дело. Часто оркестры даже бастуют. Вы сталкивались с этим? - В России ситуации, когда музыканты бастуют, случаются крайне редко и воспринимаются, скорее, как исключение из правил. В основном всех всё устраивает или музыканты боятся, что останутся без работы и поэтому не рискуют бастовать, даже если есть большое недовольство главным дирижёром или администрацией оркестра. Можно вспомнить недавний случай с главным дирижёром Госоркестра России Марком Горенштейном, который оскандалился на конкурсе Чайковского. Дирижёр позволил себе назвать одного из конкурсантов, Нарека Ахназаряна, аулом! Горенштейна отстранили от дирижирования на этом конкурсе, и весь оркестр написал письмо в Министерство культуры с просьбой убрать его и с поста главного дирижёра. Лично я ушёл из оркестров, поскольку чувствовал, что такая работа - это не моё. Даже если ты играешь в очень хорошем оркестре, всё равно эта работа ремесленная. Мне хотелось творчества и развития, а оркестр, конечно, меня в этом тормозил. - И зарплата, наверное, в оркестрах отличается: дирижёр получает и забирает большую часть доходов себе? - Конечно, дирижёр зарабатывает существенно больше, чем оркестрант. Зарплаты разнятся от региона к региону. В таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Владивосток и ещё нескольких, зарплата оркестрантов вполне достойная. Во многих других более мелких городах оплата музыкантов существенно ниже. Что важнее - точность или красота? - Вы учились и у профессора Алексея Уткина в Московской консерватории, и в Европе у корифеев гобоя, таких как Франсуа Лелё, Алексей Огринчук, Барт Шниман, Марсель Понсель. В чём отличие русской гобойной школы от зарубежной? - Основное отличие - в качестве звука гобоя. К сожалению, в этом направлении наша школа сильно уступает. В Европе для гобоистов самое главное - правильная постановка и красивый звук музыкального инструмента. Для нашей же школы гораздо важнее правильно выученный музыкальный текст. Когда я в первый раз приехал в Мюнхен на занятие со знаменитым Франсуа Лелё, то он обратил внимание на то, что не нужен громкий и резкий звук гобоя, и мы старались найти у меня наиболее мягкий и красивый звук инструмента. Сейчас на мастер-классах, которые я провожу в российских регионах, стараюсь добиваться от школьников и студентов красивого звучания гобоя, объясняя им, при какой постановке на инструменте у них получится быстрее всего это реализовать. - Много ли школьников приходят на такие занятия или профессия гобоиста сегодня непрестижная и последователей мало? - Престиж профессии классического музыканта напрямую зависит от руководства страны. Классической музыке необходима поддержка, как это было в советскую эпоху, тогда и люди к ней потянутся. Бывает, что на весь город вообще есть от двух до 15 гобоистов или вообще нет таковых. Естественно, на моих мастер-классах присутствуют все школьники и студенты города по этой специальности, но в провинции их не так много. Беда в том, что подавляющее большинство гобоистов переехало в Москву и Санкт-Петербург, а в регионах остаётся очень мало. К примеру, в Москве учащихся и профессиональных гобоистов - около тысячи человек! В обеих столицах профессия гобоиста является престижной в мире классической музыки и последователей много. Где приветлива публика? - Вы много гастролируете за границей и наверняка сравниваете положение артистов у нас и там. Где условия лучше и где приветливее публика? - Гастролей у меня запланировано много. В следующем сезоне состоятся выступления в ЮАР, Чехии, Польше, Италии и Португалии. В целом, мне кажется, культура и, в частности, музыка на Западе лучше поддерживаются властями, чем у нас. В Европе выше зарплаты и общий материальный уровень населения, но и там есть проблемы. Конкуренция на Западе в музыкальной сфере существенно выше, чем у нас, и не всем музыкантам там удаётся хорошо устроиться. За время моих концертов в разных регионах России и других странах я заметил, что более эмоциональная и раскрепощённая публика живёт на юге: в Италии, Испании, а в России - на Кавказе, то есть в тех местах, где много солнца и тепла, благодаря которым люди становятся более открытыми и радостными. - Сегодня людей больше волнуют бытовые проблемы, а не духовность. Как это исправить? - К сожалению, у нас заметен упадок культуры в целом. В последние пару лет кризис тоже сказал своё веское слово в этом вопросе. Люди стали меньше посещать концерты, выставки, театральные постановки, и здесь, конечно, не хватает финансовой и пропагандистской поддержки Правительства России. Залы на концертах стали менее наполняемыми. Бюджеты филармоний в целом сокращаются, и приходится отменять многие интересные проекты из-за нехватки финансирования. Поэтому и люди сейчас больше уделяют внимания своим бытовым вопросам, а искусство всё больше отходит на второй план. - Приятно, что в вашем плотном гастрольном графике значатся наши города Шадринск и Курган. Когда будете в Зауралье? - 10 декабря я выступаю в Шадринске с концертом «Паганини гобоя». Прозвучат лучшие образцы мировой классической музыки: сочинения Баха, Вивальди, Альбинони, Беллини, Паскулли, Гарделя, Пьяццоллы и Морриконе. А 5 января в Курганской филармонии мы будем провожать Год кино и встречать год новый с программой «От Вивальди до Пьяццоллы: новогодний фейерверк». Оба концерта пройдут в сопровождении Зауральского симфонического оркестра Курганской областной филармонии. Буду рад встретить читателей «Аргументов и фактов» у меня на концертах! Досье Алексей Балашов. Родился в Москве в 1983 году. В 2008-м окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. В 2009 году был приглашённым артистом Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского. С 2010-го - солист Академического симфонического оркестра Московской филармонии. Участник и лауреат многих международных фестивалей в России, Германии, Швеции, Италии. Руководит ансамблем солистов Art Style.