Эстетика грусти прозвучит в январе 2017 года в Московской консерватории

09-15 января 2017 года в Консерватории пройдёт 20й по счёту фестиваль «Возвращение». Он представляет собой четыре концерта (09 11, 13, 15 января) в формате all-stars шоу (где все участники профессионалы высокого класса) «для тех, кто понимает». Поддержка проекту осуществляется на Планете.ру и помогает музыкантам покрыть организационные расходы на фестиваль. Свыше 40 профессиональных музыкантов представят публике свои любимые произведения. Программа концертов традиционно не будет похожа на что-либо ещё. Первые три концерта – тематические («Муки любви», «Закат» и «Эпитафии»), четвёртый – «Концерт по заявкам», или завершающая «гала». Слушатели Рахманиновского зала Московской консерватории услышат разнообразные музыкальные произведения из сокровищницы мировой вокальной и инструментальной музыки: «Две поэмы Ронсара» А. Русселя, «Трио ми-бемоль мажор» Ф. Шуберта, «Тринадцать цветов заходящего солнца» Т. Мюрая, «Для берегов отчизны дальной» А. Бородина, «Plainscapes» П. Васкса и другие вокальные и инструментальные композиции разных стилей и эпох, для ценителей богатого музыкального языка. По замыслу, программа каждого концерта – «новый программный мета-текст, возникающий только на один вечер, а главное — абсолютно открытый для интерпретации: в нём можно усмотреть что угодно, от интеллектуального ребуса до музыкального озорства, от занятного эксперимента до постмодернистской эклектики». Двадцать лет назад этот фестиваль придумали скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков. Культурно-политический журнал «Э-Вести» обратился к Роману Минцу с просьбой рассказать о фестивале для наших читателей немного подробнее. ЭВ: Роман, Ваш фестиваль в этом году отмечает солидный юбилей. Скажите, пожалуйста, можно ли сделать вывод о том, что проект удался и у Вас не возникает желания его изменить или приостановить? Минц Р.: Что мы делаем: люди просто собираются, играют камерную музыку, всё получается и кому-то ещё это нравится. Почему бы и нет? Никаких особых секретов тут нет, просто так происходит… Бывает, конечно, что после фестиваля хочется и приостановить. В принципе, 20 лет – нормальный срок. Понимаете, иногда в 20 лет кажется, что 40 – это много, а в 40 так не кажется… ЭВ: В фестивале постоянный состав участников или он обновляется? Минц Р.: У нас есть костяк музыкантов, а есть и те музыканты, которые участвуют впервые. У нас участвуют более 40 музыкантов. Из тех, кто принимал участие в первом фестивале, в январе играю я, Дмитрий Булгаков, Яков Кацнельсон, виолончелист Борис Андрианов…Много кто. Пианистка Ксения Башмет играет со второго фестиваля, и есть много тех, кто с нами в 15-16 раз. Впервые участвуют в фестивале Борис Абрамов и Дмитрий Малиновский, например. ЭВ: Что это за музыканты? Знаменитости, победители международных конкурсов…? Минц Р.: Международные конкурсы имеют значение, пока ты растёшь. Вот Юрий Башмет, например, известен не как победитель международных конкурсов, о них никто и не пишут… Когда человек выходит в зрелый период, вся эта мишура не имеет никакого значения. В 40 лет ты либо зрелый, либо не состоялся. ЭВ: По какому принципу Вы приглашаете музыкантов? Минц Р.: Я считаю, что нужно смотреть глубже, чем на внешние регалии, которые не обязательно что-либо отражают. Святослав Рихтер, например, не выиграл ни одного международного конкурса. Некоторые из музыкантов, которые у нас играют, сидят как члены жюри этих конкурсов. На самом деле, нас классные музыканты, которых можно назвать важными, которые что-то собой представляют. Принцип приглашения довольно простой: человек должен быть, во-первых, хорошим человеком, а, во-вторых, хорошим музыкантом. Это то, что по-английски называется chemestry – то есть, когда у людей возникает какая-то общность. ЭВ: Ваша программа рассчитана на то, что один человек отслушает и поймёт всю реплику, или каждый концерт рассчитан на определённый вкус? Минц Р.: На самом деле, программа рассчитана только на то, чтобы нравиться нам. Если ты будешь делать то, что тебе самому не нравится, то это никому не будет интересно. Наши программы составлены по тематическому принципу. Темы, которые объединяют в себе произведения концерта выглядят так: Муки любви. Эта тема посвящена музыке, которая отображает несчастную, несостоявшуюся любовь. Было одноимённое произведение Фрица Крейслера, которого в этом концерте не будет, но это аллюзия темы. Закат. Там произведения, связанные с закатом как в прямом, так и в переносном смысле. Закат ведь может быть как закатом солнца, так и жизни. Эпитафии – это произведения, написанные в чью-то память. Соответственно, на концерте прозвучат разные произведения, написанные композиторами в память кого-то другого. ЭВ: Скажите, пожалуйста, как получилось, что на новогодние праздники у Вас сначала Муки любви, затем закат, а там и эпитафия? Минц Р.: Мы никогда не завязываемся на Новый год, не идём в общем течении. Все будут праздновать, и, возможно, им понадобится новый оттенок… У нас бывают темы и более радостные, но в этом году они вот такие. ЭВ: Вы предлагаете людям оттенок глубокой грусти? Минц Р.: Всё не так просто. Ведь часто то, что предварительно кажется глубокой грустью, оборачивается для слушателя чем-то другим. Поэтому стоит придти послушать… Кто-то, например, написал, что одна из самых смешных программ фестиваля была посвящена самоубийствам. ЭВ: На кого рассчитана Ваша программа? Минц Р.: Я думаю, что там всем всего найдётся: и специалистам, и любителям, и неофитам.

Эстетика грусти прозвучит в январе 2017 года в Московской консерватории
© ЭВести