Рустам Ибрагимбеков: У нас всего18 процентов национальных фильмов в кинопрокате
В субботу, 17 декабря, в Москве стартовал XVI форум национальных кинематографий. Его президент, писатель и режиссер Рустам Ибрагимбеков в интервью «ВМ» рассказал, как развивается кинематограф на постсоветском пространстве.— На какие события форума посоветуете обратить внимание? — У кинематографа России, как и стран СНГ, одна цель — вписаться в мировое пространство, при этом сохранив свою самобытность. На протяжении многих десятилетий альма-матер кинематографистов бывших союзных республик была Москва. Все режиссеры учились во ВГИКе. Фундамент — общий, да и проблемы — идентичные. Задача форума — показывать наиболее значимые фильмы бывших республик СССР и давать трибуну режиссерам. Фестиваль откроется картиной классика грузинского кинематографа Эльдара Шенгелая «Кавказское трио», а закроется фильмом якутского режиссера Татьяны Эверестовой «Его дочь». Думаю, что интерес вызовут фильмы национальных кинематографий. — Какая сегодня главная проблема, помимо финансовой, в кинематографе бывших республик СССР? — Из-за упрощения технологического процесса у режиссеров появилась небывалая свобода. Сейчас снимать можно где угодно, на что угодно и как угодно. А любая свобода влечет за собой проникновение непрофессионалов или, говоря языком писателей, графоманов. — Какие мастера принимают участие в работе киношколы? — Вадим Абдрашитов, ваш покорный слуга, документалист Галина Евтушенко, продюсер Сергей Сельянов и другие. — Если кинематографисты всех республик объединятся, возможно ли возрождение былой славы? Раньше был Всесоюзный институт кинематографии, который курировал кинопроцессы во всех республиках. И советский кинематограф по прибыли был на втором месте после продажи водки и зарабатывал миллиард в год. А финансирование происходило так: каждая киностудия имела план, в соответствии с которым готовила и утверждала сценарии. Со сценарием местные киностудии обращались в местный банк, где им выделяли кредит, и на местные деньги снималась картина. Москва принимала картину или не принимала и давала категорию фильму. В год снимали примерно 150 картин, и с проката возвращался миллиард рублей. К сожалению, все это было разрушено. — Неужели тот, кто разрушал кинематограф, не понимал, что искусство приносит прибыль? — Так кино приносило прибыль государству. Я участвовал в разработке программы современного кинематографа, которая подразумевала отдачу государству от проката фильмов. Мы разработали систему принятия и оплаты фильмов. Но прокат развалился. Государство не вмешивалось в дела кинематографии, говоря о том, что кинематографисты хотели свободу и получили ее. Но в последние годы государство обращает большое внимание на развитие кинематографа. И первое, что необходимо сделать в этом направлении, — возродить кинопрокат. К сожалению, наш прокат зависит от Запада и прокатывает в основном американские фильмы. У нас всего 18 процентов национального проката. Причем это — в лучшем случае. — Почему распался ваш творческий союз с Михалковым? — До встречи со мной Никита Михалков успешно работал в кинематографе. Правда, первую картину, дипломную, «Спокойный день в конце войны » он снял по моему сценарию. После этого мы расстались на десятилетия. А в конце 80-х снова встретились и стали работать вместе. В результате мы сняли три успешных фильма. А разошлись мы с Михалковым не по творческим, а по идеологическим соображениям. Главным образом это расхождение вызвано деятельностью Союза кинематографистов России, который возглавляет Никита Сергеевич. При этом в бытовом плане мы с Михалковым дружим. — Если вы дружите, почему не можете снимать кино? — Соавторство предполагает родственное понимание многих вещей, включая чувство юмора. Люди не могут создавать одну картину, если сценаристу смешно одно, а режиссеру — другое. У нас с Михалковым в последнее время происходит несовпадение по юмору. Также я был категорически против создания продолжения «Утомленных солнцем». — Что вы думаете о новых фильмах Андрея Кончаловского? — Андрей Кончаловский снял несколько выдающихся картин в начале пути, а потом был поиск. И то, что произошло с Кончаловским в фильме «Белые ночи почтальона Тряпицына» — настоящее чудо. При этом Кончаловский очень интересно работает в театре. Андрей Сергеевич сконцентрировался на творчестве. Думаю, что каждый день его жизни посвящен творческому поиску, тогда как его младший брат много времени отдает делам организационным. В мире единицы режиссеров, которые сохранили творческую энергию до конца жизни. Если сравнивать двух братьев Михалковых, то лично мне фильмы Никиты Сергеевича казались более теплыми, эмоциональными, атмосферными. СПРАВКА Рустам Ибрагимбеков родился в 1939 году. Обладатель многих наград и почетных званий как Азербайджана, так и Российской Федерации. Один из известнейших фильмов Ибрагимбекова — «Белое солнце пустыни». Там он выступил сценаристом вместе с Валентином Ежовым. Несколько фильмов снял вместе с Никитой Михалковым.