Россия и Белоруссия взялись за обучение композиторов

В культурной столице Белоруссии — городе Молодечно — прошли двухнедельные «творческие мастерские», организованные совместно Российским музыкальным союзом, Молодежным отделением Союза композиторов России и Белорусским обществом современной музыки. Студенты и выпускники консерваторий обеих стран смогли поработать не только с ведущими музыкантами-педагогами, но и с симфоническим оркестром. Это — главная особенность проекта.

Россия и Белоруссия взялись за обучение композиторов
Фото: ТАССТАСС

Все сочинения, созданные в рамках «творческих мастерских», весной будут исполнены симфоническим оркестром музыкального колледжа им. М. Огинского под руководством Григория Сороко. Таким образом, результаты работы «подмастерьев» и их педагогов сможет оценить широкая публика, а сами авторы получат ценный опыт работы с крупным инструментальным составом. При обучении в консерваториях такая возможность композиторам предоставляется только один раз — перед дипломным экзаменом, а после выпуска шанс услышать свою симфоническую партитуру может и не представиться.

Видео дня

Руководитель проекта, секретарь Союза композиторов РФ убежден, что новый формат позволит ликвидировать пробелы в композиторском образовании обеих стран.

— Современная молодежь не умеет работать с симфоническим оркестром. Они выходят из консерваторий, зачастую не обладая ни соответствующими знаниями, ни опытом. Мы решили создать условия, в которых юные композиторы, не вкладывая собственных средств, могли бы учиться у старших коллег — мастеров своего дела и тут же получать навыки практической работы. Уверен, это существенно повысит уровень молодых композиторов и благотворно скажется на развитии музыки на всём постсоветском пространстве.

Организаторы особо подчеркивают социальную составляющую и общедоступность нового формата. Для участников «творческих мастерских» занятия, все мероприятия, проживание и питание бесплатны. Надо было только добраться до места проведения, но даже эти затраты некоторым студентам компенсировали консерватории.

По мнению одного из ведущих исполнителей современной музыки, худрука ансамбля ударных инструментов , проект очень полезен для молодых композиторов именно благодаря возможности работы с оркестром. И этим он отличается от семинаров Союза композиторов в Рузе.

— Композитору очень важно услышать свою симфоническую музыку. Так что это настоящий подарок для них, — поделился с заслуженный артист РФ. — Конечно, «творческие мастерские» должны стать ежегодными. Тем более что «первый блин» не оказался комом. Всё было очень хорошо организовано и с белорусской, и с российской стороны, а сами участники продемонстрировали высокий творческий уровень.

Представители обеих стран воспринимают «творческие мастерские» как важный международный эксперимент, укрепляющий культурные связи Союзного государства России и Белоруссии и позволяющий возродить единую композиторскую школу.

Об этом говорит председатель Белорусского общества современной музыки Дмитрий Лыбин.

— И можно только приветствовать, что сегодня у нас появляются такие масштабные совместные акции, — уверен композитор. — Подобные контакты между нашими странами очень редки, и мы надеемся, что они будут регулярными.

Организаторы планируют сделать формат ежегодным, а круг «мастеров» и «подмастерьев» может быть расширен за счет представителей других стран.