Ещё
Волшебный парк Джун
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Кладбище домашних животных
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Балканский рубеж
Боевик, Приключение, Драма
Купить билет
После
Мелодрама
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Шазам!
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Пушистый шпион
Мультфильм, Приключение, Семейный
Купить билет
Проклятие плачущей
Мистика, Триллер, Ужасы
Купить билет
Хеллбой
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Нуреев. Белый ворон
Биография, Драма
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Мы
Триллер, Ужасы
Купить билет
Щенячий патруль: Мегащенки
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Королевский корги
Мультфильм, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Середина 90х
Трагикомедия
Купить билет
Трезвый водитель
Ромком
Купить билет

Внимание, мотор! Какие фильмы снимались в Муроме 

В Александрове снимали фильм «Руслан и Людмила», в Юрьев-Польском — «Золотой телёнок», во Владимире — «Андрей Рублёв», в Коврове — «Шла собака по роялю», в Гороховце — недавний михалковский «Солнечный удар». Муром тоже не раз становился съёмочной площадкой при создании кинолент. Недавно в Муромском выставочном центре прошло ток-шоу под названием «Муром снимается в кино», на котором вспоминали про все эти картины. О подробностях съёмок и встречах с создателями фильмов рассказал участник этого киновечера, большой знаток и любитель всего, что связано с самым доступным из всех искусств — Юрий Белов.
Первый «немой»
Людмила Кузнецова, vlad.aif.ru: — Если спросить, какие фильмы были сняты в Муроме, то скорее всего вспомнятся первые киноленты. Почему?
Юрий Белов: — Не берусь судить, но предположу, что первые фильмы скорее всего относятся к классическим произведениям, а некоторые из последних сериалов или ремейков можно назвать — проходящими. А может быть, и потому, что съёмка первых картин для небольшого города было значимым событием. Потом фильмов стало сниматься больше, и не все они оказались шедеврами. Первый «немой» фильм был снят в Муроме ещё до войны, но все запомнили первый уже звуковой фильм «Невеста» (Ленфильм), который снимали в 1956 году. В этом году ему исполнилось 60 лет. На фильм «Невеста» изначально была приглашена тогда ещё молодая выпускница студии МХАТа Татьяна Доронина. На пробах актрису сопровождал её молодой муж Олег Басилашвили. У начинающей звезды были большие амбиции, и режиссёры (их было двое — Григорий Никулин и Владимир Шредель) отказались от неё. А вот её муж, тогда никому не известный, приглянулся, и его пригласили для съёмок. Но картина осталась без главной героини. Татьяна Пилецкая, исполнительница главной роли в этом фильме, была приглашена после долгих поисков. С ней мне довелось познакомиться лично. В 2004 году познакомился с одним из режиссёров этого фильма Г. Никулиным. Они и рассказали о том, как снимали этот фильм, как всей столичной съёмочной группе приходилось жить в муромском Доме колхозника, где удобства были на улице. Может быть, и поэтому, в том числе, Муром им не очень понравился. Ещё один фильм «Главный свидетель» (по рассказу А. П. Чехова «Бабы») киностудии «Мосфильм» снимали в Муроме в 1968 году. Съёмки проходили в центре города, где было много домов постройки ещё позапрошлого века.
Спустя 11 лет в городе на Оке снова снимают кино. Это была курсовая работа выпускника высших режиссёрских курсов Глеба Панфилова — «В огне брода нет» (Ленфильм). Натура молодому режиссёру приглянулась. Он рассказывал, что часто проезжал через Муром и полюбил его, что называется, из окна поезда. Но по сценарию нужна была водокачка с пакгаузом. Таковую нашли, но не в Муроме, а на станции Безлесная. Там и проходила большая часть съёмок.
Л. К. : — В съёмках этого фильма были задействованы многие горожане?
Ю. Б. : — И не только. Ветерану вагонного депо Владимиру Ивановичу Лутай довелось участвовать в съёмках этого фильма. Но… не в качестве артиста, а в качестве декоратора. Он вспоминал потом, что тогда вагонный парк только что обновили, и задача железнодорожников была «состарить» его, оборудовать в соответствии с тем, как он выглядел во время Гражданской войны. Искали списанные детали, заменяли колёсные пары и многое другое. Когда этот фильм вышел на экраны, смотрели и гордились, что тоже участвовали в съёмках. Этот фильм я считаю одним из лучших фильмов о Гражданской войне. Роль Тани Тёткиной стала первой серьёзной ролью для молодой и малоизвестной тогда Инны Чуриковой. Он стал стартовым и для многих других артистов, снимавшихся в этом фильме. В 1969 году фильм удостоили главного приза «Золотой леопард» Международного кинофестиваля в Локарно. О его создателях заговорили. Он тем более стал заметным, что снимался к 50-летию Советской власти. Творческий союз режиссёра и актрисы стал и семейным союзом. Глеб Панфилов недолго почивал на лаврах, окрылённый успехом, он сразу же принялся за следующий фильм. В основу сценария лёг рассказ «Девушка с фабрики». Название говорило само за себя. В прокат фильм вышел под названием «Начало», съёмки фильма проходили в 1968 году. Тогда у режиссёра фильма не возникло вопроса — где снимать? Конечно, в Муроме (в фильме Реченск), который он полюбил ещё при производстве предыдущей картины. Потом он назовёт его истинно русским, с традициями народной старины.
Танцпол вокруг дерева
Л. К. : — Почти полвека назад город был совсем другим…
Ю. Б. : — Главной ценностью этой картины я считаю, что в ней зафиксировали город того времени. При просмотре картины его действительно непросто узнать. Молодое поколение уже не знает, какой замечательной была танцплощадка в Окском парке с огромным деревом посередине. Теперь парни и девушки заменили хорошее слово «танцы» на непонятное — «клуб». Один из самых характерных эпизодов и снимался в том парке у дерева. Юрий Михайлович Смирнов, сотрудник МИХМ (муромский историко-художественный музей) вспоминал потом, как участвовал в съёмках фильма. Он приехал домой на лето, учась в институте. Парень был стильный, носил белую водолазку — тогдашний писк моды. Вот за неё-то, наверное, молодого человека и выбрали среди прочих претендентов. Но в самом фильме остались лишь секундные кадры. Его товарищу по съёмкам Михаилу Николаеву повезло больше, у него совсем маленькая, но узнаваемая роль. Тогда на съёмки пригласили весь танцевальный коллектив «Россияночка» в полном составе, нужна была красиво танцующая молодёжь. Съёмки этого эпизода продолжались 9 дней, парни и девушки, как на работу, ходили на танцплощадку. Тогда муромские артисты массовки поняли, как это непросто, снять даже небольшой кусок фильма. Но заплатили им за это щедро. 45 рублей, по тем временам, были хорошие деньги. Недалеко от Мурома в селе Спас-Седчино, снимали сцены допроса Жанны д’Арк судьями-инквизиторами. Здесь декораторы «создали» средневековый замок и место казни французской народной героини. Этот фильм тоже не остался незамеченным. И не только рядовым зрителем. На 32-м Венецианском кинофестивале режиссёр картины Глеб Панфилов получил «Серебряного льва св. Марка», а актриса Инна Чурикова — «Золотого льва св. Марка». За роль Паши Строгановой Инну Чурикову признали лучшей актрисой года, по версии журнала «Советский Экран».
Виселица в центре города
Л. К. : — Ещё один фильм, который запомнился муромлянам, — «Восхожение»…
Ю. Б. : — Да, спустя 8 лет горожане вновь услышали «Внимание, мотор!». В город приехала съёмочная группа фильма «Восхождение» по рассказу Василя Быкова «Сотников» режиссёра Ларисы Шепитько Действие картины происходит в Великую Оте­­чественную войну в белорусских лесах. Ими на время стали окрестности Мурома, немецкой комендатурой — бывший «Дом охотника», а лобным местом, где повесили пленных партизан, — «круг» на спуске Воровского. Это очень тяжёлая и душевно сложная лента о войне и предательстве. Одно из лучших повествований о том, как война ломала и калечила людей. И не только физически, но и морально. Съёмки картины тоже были непростыми. В тот год стояли сильные морозы. Техника постоянно выходила из строя, но создатели фильма твёрдо шли к своей цели. Этот фильм стал восхождением не только для самой Ларисы Шепитько. Он получил несколько призов на Международном кинофестивале в Западном Берлине в 1977 году, став первым советским фильмом, удостоенным высшей награды фестиваля — «Золотой медведь». После него в большое кино шагнул и Борис Плотников, исполнитель роли Сотникова. До этого он играл в театре юного зрителя. Для Владимира Гостюхина его роль тоже стала стартовой. До этого он хоть и закончил ГИТИС, но не был настоящим актёром. Съёмки продолжались несколько месяцев, а муромляне ещё долго вспоминали, как в центре города всю зиму стояла виселица.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео