Войти в почту

Робинзон в открытом космосе

Мортен Тильдум, известный по криминальному триллеру «Охотники за головами» и оскароносной драме «Игра в имитацию», снял сагу о космическом путешествии «Пассажиры». Но всё же человеческие чувства и размышления о непредсказуемости судьбы норвежскому режиссеру интереснее, чем внеземные красоты. Главные (и почти единственные) роли в фильме играют Крис Пратт и Дженнифер Лоуренс. Если Пратт здесь недалеко ушел от амплуа обаятельного шалопая, каким его помнят зрители в «Стражах Галактики», то для Лоуренс, прославившейся в образе несгибаемого борца в «Голодных играх», новая роль стала возможностью показать женскую слабость. Сюжет «Пассажиров» перекликается с классической фабулой фантастики о покорении космоса: завязка во многом напоминает рассказ Рэя Брэдбери «Безмолвные города» о мужчине, оставшемся последним человеком на брошенной планете. Ну, почти последним, потому что внезапно он встречает такую же одинокую душу, но в женском обличье. Герой Пратта по имени Джим тоже остался один, хотя вокруг — 5 тыс. пассажиров космического лайнера. Только все они спят в капсулах анабиоза, а Джим из-за сбоя в электронике проснулся раньше них на 90 лет. Героя Пратта ожидает долгое одиночество в пустых коридорах корабля и унылое общение с андроидом-барменом за стаканом виски. Джим проходит все стадии отчаяния вплоть до попытки суицида, но неожиданно влюбляется в обитательницу одной из капсул — писательницу Аврору. После недолгих мук совести Джим решается разбудить свою спящую красавицу… Несмотря на обилие визуальных эффектов и панорамных видов глубокого космоса, сюжет о катастрофе и чудесном спасении оказывается в первую очередь историей любви, метафорой об отношениях мужчины и женщины, которые друг для друга — единственные в мире. В трактовке Тильдума любовь — чувство эгоистичное и губительное. Однако именно оно дает ощущение полноты бытия, и только любовь стоит того, чтобы ради нее отречься от честолюбивых планов. Тильдум со скандинавским фатализмом намекает на то, что жизнь вообще нельзя спланировать, потому что у судьбы на каждого из нас свои планы. Аврора собиралась кардинально изменить свою жизнь, встретить любовь и написать книгу, ради этого отправившись на далекую планету, а вместо этого ей достался непутевый «Робинзон» Джим и участь космической Пятницы. Но это не единственный месседж картины. «Пассажиры» напоминают, что космос — это не только героические полеты на ракетах, но и испытание для психики человека, и снова поднимают вопрос о том, какую цену люди готовы люди заплатить за покорение звезд. А еще предлагают задуматься: стоит ли искать свое счастье за тридевять земель, если оно, возможно, совсем рядом.

Робинзон в открытом космосе
© WDSSPR Sony