Успехи и провалы: каким было кино в 2016-м году
Российское кино Год российского кино не ознаменовался особенными успехами. Конечно, Министерство культуры найдёт, чем отчитаться, но в целом ситуация не сильно отличается от прошлых лет: фильмы как выходили, так и выходят, «рывка» же при этом не наблюдается. Самое заметное, пожалуй, отличие 2016-го года: стало меньше так называемых «авторских лент». Часть режиссёров нашей недавней «новой волны» попробовала себя в зрительском кино, часть ушла в сериалы. Потеряв в плане искусства, отечественное кино пока не прибавило веса по остальным позициям. По данным профессионального издания «Кинобизнес сегодня», 150 российских фильмов заработали в национальном прокате в общей сложности 8 561 224 180 рублей (данные не учитывают последние две недели уходящего года, но захватывают несколько картин, вышедших в прокат в прошлые новогодние праздники). Безусловный кассовый лидер года — фильм Николая Лебедева «Экипаж», собравший немногим более полутора миллиардов рублей. Ровно вдвое меньше — у мультфильма Дарины Шмидт «Иван Царевич и Серый Волк 3» (749,8 млн), на третьем месте — «Самый лучший день» Жоры Крыжовникова (509,6 млн). Ненамного отстал от него «Жених» (482,3 млн), но сборы всех остальных фильмов если и внушают оптимизм, то разве что самый сдержанный. Далее места в первой десятке распределились следующим образом: «28 панфиловцев» (379,3 млн), «Дуэлянт» (377,2 млн), «Ледокол» (348,2 млн), «Мафия: Игра на выживание» (318,1 млн), «День выборов 2» (314,9 млн), «Страна чудес» (312,5 млн). Отметку в сто миллионов рублей преодолела всего 21 отечественная картина, так что не будь «Экипажа», то и гордиться в этом плане нам было бы совершенно нечем. Хотя нет — необходимо вспомнить здесь и про «Хардкор» Ильи Найшуллера, снятый в Москве, но на английском языке: в мировом прокате этот динамичный боевик собрал свыше четырнадцати миллионов долларов. Всё выше котируется в мире и российская анимация: в международном прокате успешна франшиза «Снежная королева», на ТВ и в сети — сериалы «Маша и Медведь» со «Смешариками». Главный приз главного российского кинофестиваля «Кинотавр» взял в этом году «Хороший мальчик» Оксаны Карас. Жюри были премированы также «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Зоология» Ивана И. Твердовского, «Коллектор» Алексея Красовского — эти три фильма представляли нашу страну на самых разных международных фестивалях, где были отмечены не самыми последними наградами. Композитор Илья Демуцкий, например, получил приз Европейской киноакадемии за лучшую музыку; «Ученик» также попал и в номинацию «Лучший фильм» на «Asia Pacific Screen Awards» — эту премию у нас для простоты называют «Азиатским Оскаром». Однако главной фестивальной победой российского кино в 2016-м году следует, конечно, считать режиссёрского «Серебряного льва» Андрея Кончаловского за драму «Рай». Вскоре после Венецианского кинофестиваля картина неделю провела в крайне ограниченном, но всё же прокате (широкий начнётся в январе), что позволило ей попасть в число претендентов на приз Американской киноакадемии — и шансы на номинацию, надо сказать, есть. Под конец года «Рай» получил наибольшее число номинаций на одну из главных российских кинонаград — премию Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» (скорее всего, фильм не останется также без внимания «Ники» и «Золотого орла»). За звание лучшего фильма с ним будут соперничать всё те же «Ученик» с «Зоологией», а также «Франкофония» Александра Сокурова. Кассовые хиты Самыми кассовыми фильмами мирового проката стали, конечно, фильмы американские — причём первой тройке покорился миллиард долларов кассовых сборов. № 1 — «Первый мститель: Противостояние» братьев Руссо ($1,153.3 млн), № 2 — «В поисках Дори» Эндрю Стэнтона и Энгуса МакЛэйна ($1,027.6), № 3 — «Зверополис» Рича Мура, Байрона Ховарда и Джареда Буша ($1,023.8). Далее в десятке: «Книга джунглей» ($966.6), «Тайная жизнь домашних животных» ($875.4), «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» ($873.3), «Дэдпул» ($783.1), «Отряд самоубийц» ($745.6), «Фантастические твари и где они обитают» ($722.6), «Доктор Стрэндж» ($654.6). Необходимо также упомянуть, что новый фильм про «Звёздные войны» вышел слишком поздно, чтобы попасть на верхние строчки, а предыдущий, получается, официально «принадлежит» 2015-му году — что, конечно, немного путает статистику. Поэтому просто скажем, что «Пробуждение Силы» в общей сложности заработало в мировом прокате 2,068 миллиарда долларов, а «Изгой-один» к настоящему моменту — 442,7 миллионов. Примечательно, что на одиннадцатом месте главных мировых хитов 2016-го года — китайская «Русалка» Стивена Чоу ($553.8), а на девятнадцатом — китайская же «Охота на монстра» (реж. Раман Хуэй). Первый фильм в российский прокат не выходил, а второй год назад не дотянул даже до четырёх миллионов рублей. Почти все те же названия — и в списке хитов российского проката. Здесь на первом месте «Зверополис», на втором — «Тайная жизнь домашних животных», этим мультфильмам удалось преодолеть планку в два миллиарда рублей кассовых сборов: 2,275 и 2,138 соответственно. Следующие десять названий, вплоть до двенадцатого места — наши «миллиардеры»: это «Дэдпул» (1,766), «Отряд самоубийц» (1,613), уже упомянутый «Экипаж» (1,504 — пятое место!), «Варкрафт» (1,477), «Доктор Стрэндж» (1,427), «Фантастические твари и где они обитают» (1,420), «Книга джунглей» (1,355), «Выживший» (1,107), «Первый мститель: Противостояние» (1,091), «Иллюзия обмана 2» (1,082). Третья часть нашей анимационной франшизы про Ивана Царевича и Серого волка в общем рейтинге стоит на двадцатом месте. Про «Выжившего» Алехандро Гонсалеса Иньярриту следует, кстати, сказать отдельно. Фильм, занявший в итоге десятую строчку в списке блокбастеров, в прошлые новогодние праздники конкурировал у нас не только с прочими лентами, но и сам с собой: к моменту его выхода на экраны в сети уже появилась хорошего качества пиратская копия. Что, как мы видим, не помешало необыкновенному — в особенности для не самого простого жанра — успеху картины. И этот факт лишний раз наглядно подтверждает, что вовсе не пиратство — главная проблема российского кино, а качество выпускаемой продукции. По подсчётам «Кинопоиска» в заканчивающемся году российский прокат состоял на 51,21% из фильмов, произведённых в США, на 10,67% - в Великобритании, и лишь 8,09% было занято российскими картинами. Любимые жанры отечественных зрителей: приключения, боевик, комедия. Немаловажным показателем успеха картины является также зрительский интерес, который, быть может, не всегда соотносится с успехом кассовым, но всё же даёт определённые гарантии: как-никак, жизнь фильма давно уже не заканчивается с окончанием кинотеатрального проката. Свою десятку самых популярных (или самых «кликабельных», если точнее) лент составил крупнейший кинопортал IMDb. В первую очередь она примечательна лидирующей пятёркой названий: «Отряд самоубийц», «Первый мститель: Противостояние», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Дэдпул», «Люди Икс: Апокалипсис» — это всё комиксы, сегодня — официально самый популярный киножанр на планете. За ними следуют «Книга джунглей», «Великолепная семёрка», «Охотники за приведениями», «Варкрафт» и «Тарзан. Легенда». Провалы года Провал произведения искусства всегда относителен: истории известны случаи, когда в год выхода будь то книги, будь то фильма критики фиксировали «неудачу», но время такую оценку впоследствии опровергало — и оказывалось, что это уже незабываемая классика. Поэтому журнал «Форбс» свою десятку самых провальных фильмов составлял из соотношения их сборов к их производственному бюджету. По этому показателю лидирует научно-фантастическая лента «Макс Стил», заработавшая всего 4,4 миллионов долларов, а стоившая все одиннадцать. Два следующих фильма в российский прокат не выходили: это «Свободный штат Джонса» (23 против 50) и «Поп-звезда: не переставай, не останавливайся» (20 против 9,5). Не повезло также таким картинам как «Гордость и предубеждение и зомби» (16,4 / 28), «Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджеры» (11,8 / 20), «Шпионы по соседству» (26,9 / 40), «Репортёрша» (24,9 / 35), «Братья из Гримсби» (28,7 / 35), «Сноуден» (34,3 / 40), «Зачинщики» (22 / 25). Понятно, конечно, что если б «Форбсу» было бы не лень и редакция хотела бы насолить нашим продюсерам да чиновникам, то аналогичный список по российскому кино был бы куда ярче и живописнее. Популярные имена Отсутствие в нашей стране полноценного «института звёзд» размывает общую картину: кого именно считать популярным. Но вряд ли кто оспорит лидирующие позиции Данилы Козловского: на его счету в 2016-м году — пять кинопремьер. И только первые четыре уже собрали в российском прокате 1,954 миллиарда рублей (и это не считая международных сборов «Хардкора»), а пятый «Викинг» имеет все шансы стать лидером по итогам нынешних новогодних праздников. Статистику же по голливудским звёздам предоставляет IMDb, и здесь на первом месте — Марго Робби, сыгравшая как в хитовых лентах «Отряд самоубийц» и «Тарзан. Легенда», так и в «провальной» «Репортёрше». Эмилия Кларк из телевизионной «Игры престолов» взяла «серебро», а совсем юная Милли Бобби Браун из сериала «Очень странные дела» — «бронзу». Сплошь красотки расположились и на местах с пятого по девятое: подружка Дэдпула Морена Баккарин, Чудо-Женщина Галь Гадот, будущая Лара Крофт Алисия Викандер, новый джедай Дэйзи Ридли и неоднократно уже нами восхваляемая Хейли Беннетт («Хардкор», «Великолепная семёрка», «Девушка в поезде»). При этом в первой десятке, если судить по зрительским предпочтениям, всего двое мужчин — и оба они из «Выжившего». Только Леонардо ДиКаприо замыкает десятку, а Том Харди занимает более высокое четвёртое место. «Форбс» в свою очередь рассчитывает популярность, опять же, исходя из финансовых показателей — деля прибыльность картин с тем или иным артистом на размер его гонорара. На вершине списка — Капитан Америка Крис Эванс: каждый заплаченный ему доллар оборачивается в результате 135,8 долларами прибыли (но надо, конечно, понимать, что в фильме «Первый мститель: Противостояние» он играл далеко не в одиночестве). За ним следуют Крис Пратт (124,5 доллара против одного), Скарлетт Йоханссон (88,6), Мила Кунис (49,5), Вин Дизель (32), Дженнифер Энистон (27,8), Бен Аффлек (20,1), Роберт Дауни-младший (18,4), Мэтт Дэймон и Дженнифер Лоуренс (по (17,7). Составляет «Форбс» и аналогичный антирейтинг — включая в него самых переоценённых артистов, чьи гонорары якобы не соответствуют доходам их фильмов. Этот список, конечно, ещё более относительный — хотя бы потому, что возглавившему его Джонни Деппу «Пираты Карибского моря», как всем совершенно ясно, нужны как собаке пятая нога: он и без них спокойно проживёт. Но студии позарез требуется суперхит — и потому она согласна платить звезде любую названную им сумму. А не заплатит — просто не будет фильма, потому как кому же нужны эти «Пираты» без капитана Джека Воробья?.. И на этом фоне совершенно неважно, что прибыль студии — всего 2,8 долларов против одного доллара депповского гонорара (впрочем, «Пираты Карибского моря» здесь были приведены для примера: данный рейтинг рассчитывался на примере иных картин с участием актёра). В числе других звёзд, не вполне оправдывающих ожидания продюсеров, — Уилл Смит (он приносит всего пять долларов прибыли), Ченнинг Татум (6), Уилл Феррелл (6,5), Джордж Клуни (6,7), Адам Сэндлер (7,6), Марк Уолберг (9,2), Леонардо ДиКаприо (9,9), Джулия Робертс (10,8) и Брэдли Купер (12,10). Фестивальные хиты Берлинского «Золотого медведя» получил в этом году режиссёр Джанфранко Рози за документальный фильм «Море в огне» (Италия-франция), каннскую «Золотую пальмовую ветвь» — Кен Лоуч за драму «Я, Дэниел Блэйк» (Великобритания — Франция — Бельгия), венецианского «Золотого льва» — Лав Диас за картину «Женщина, которая ушла» (Филиппины). Гран-При трёх главных фестивалей — вторые по значимости награды — ушли Данису Тановичу за «Смерть в Сараево» (Франция — Босния-Герцоговина), Ксавье Долану за «Это всего лишь конец света» (Канада — Франция) и Тому Форду за «Под покровом ночи» (США). При этом решение жюри Каннского кинофестиваля было жёстко раскритиковано большинством кинокритиков, посчитавших, что в конкурсе были и куда более достойные наград картины. Первой в числе таковых называли ленту Марен Аде «Тони Эрдманн» (Германия — Австрия — Румыния), которая взяла своё чуть позднее: лучшим фильмом года признали её и Международная Ассоциация кинокритиков, и Европейская киноакадемия. На первом месте этот фильм стоит и в списках влиятельнейших европейских киножурналов — французского «Les Cahiers du cinéma» и британского «Sight & Sound». И там, и там также — «Она» Пола Верховена (на втором и третьем месте соответственно), но далее начинаются уже разногласия. Французские критики включили в свою десятку также фильмы Николаса Виндинга Рефна «Неоновый демон», Клебера Мендонса Фильо «Водолей», Бруно Дюмона «В тихом омуте», Педро Альмодовара «Джульетта», Алена Героди «Стоять ровно», Антонина Перетьятко «Закон джунглей», Тодда Хейнса «Кэрол» и Клер Симон «Что снится деревьям». Британский список совершенно другой. На втором месте здесь стоит «Лунный свет» Барри Дженкинса, считающийся сейчас одним из основных претендентов на «Оскар». Ниже — «Несколько женщин» (реж Келли Райхардт), «Американская милашка» (реж Андреа Арнольд), «Я, Дэниел Блэйк» (реж. Кен Лоуч), «Манчестер у моря» (реж. Кеннет Лонерган), «Будущее» (реж. Миа Хансен-Лёв), «Патерсон» (реж. Джим Джармуш) и «Смерть Людовика XIV» (реж. Альберт Серра). Американские критики ориентируются, как известно, в первую очередь на англоязычную продукцию, поэтому и тамошний «Выбор критиков» не похож на прочие. На звание лучшего фильма претендовали «Лавинг» Джеффа Николса, «Лев» Гарта Дэвиса, «Любой ценой» Дэвида Маккензи, «Ограды» Дензела Вашингтона, «По соображениям совести» Мэла Гибсона, «Прибытие» Дени Вильнёва, «Чудо на Гудзоне» Клинта Иствуда, а также вышеупомянутые «Лунный свет» и «Манчестер у моря». Но победил, забрав львиную долю наград (восемь) «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла (он выходит у нас в январе). «Она» — лучший неанглоязычный фильм, «Зверополис» — лучший анимационный. «Ла-Ла Ленд», «Лунный свет» и «Манчестер у моря» лидируют пока и на «Золотом глобусе» (у них по семь, шесть и пять номинаций соответственно), итоги которого будут оглашены 8-го января. Такова — в самых общих чертах — картина 2016-го кинематографического года.