11 альбомов для каникул
Выбор Бориса Барабанова MinaCelentano “Le Migliori” Новейший альбом с голосом великого итальянца вышел без какого-либо ажиотажа даже в России, где у него преданная аудитория, и даже несмотря на возвращение в ряды авторов-партнеров Тото Кутуньо (песня "Ti lascio amore"). Адриано Челентано порядком запутал зарубежную публику, выпустив пластинку в дуэте с менее знаменитой Миной Мадзини и спрятавшись за сдвоенным псевдонимом MinaCelentano. На двоих с Миной им 154 года. Челентано давно не дает концертов, но студийной формы не утратил ни капли, на месте и его неповторимый баритон, и хрип, напоминающий о возрасте. При этом в "Se mi ami davvero" он легко переходит на рэп. В альбоме "Le Migliori" соло на аккордеоне в духе "Storia d'amore" ("Amami amami") прекрасно уживается с обязательным для актуальной поп-продукции автотюном ("Se mi ami davvero"), "Клан Челентано" продвигает альбом при помощи клипа с подростками-граффитчиками на скейтах, при этом на диске полно консервативной эстрады, напоминающей творения Игоря Крутого. И все это звучит и сочетается невероятно гармонично -- не знаешь, за что и хвататься: то ли бежать готовить пасту, то ли сразу искать горящие туры в Милан. Clan Celentano Полюса «Невесомые» Петербургские "Полюса" до сих пор остаются в плену стереотипа. Публика до сих воспринимает их в контексте давнего хита "Поэзия", хотя и его, кажется, позабыли. Илья Разин и его коллеги с упорством, только такого применения и достойным, записывают альбомы волшебной безысходной романтики. На них регулярно встречаются до боли пронзительные песни, которые с таким же постоянством игнорируют как радиостанции, так и медиа, отвечающие за моду и тренды. "Невесомые" -- очередной альбом, который притягивает к себе, словно магнит, и в котором петербургская электрическая меланхолия встречается с прозрачной тоской The Cure. Строчка, определяющая настроение альбома: "Ночью приходит грусть, пропустите, она ко мне" ("Танцы войны"). Все это, конечно, совсем не располагает к празднику, но кавер-версия песни Михея "Сука-любовь", которую "Полюса" выпустили на этом альбоме, меняет отношение к группе полностью. 12 песен в примерно одинаковом настроении даются слушателю не без напряжения, но "Полюса" его стоят. Тем более что к концу диска тучи все же рассеиваются. Zapal The Pretenders “Alone” Топливом карьеры лидера The Pretenders Крисси Хайнд были ее романы, будь то Рей Дэвис из The Kinks или Джим Керр из Simple Minds. Без сильного мужского плеча рядом она не могла ни справиться с коллегами по The Pretenders, ни записать сольный альбом. В первой же песне нового альбома 65-летняя Хайнд объявляет, что она одинока и ей это нравится. Но без талантливого партнера и в этот раз не обошлось. Диск спродюсировал Дэн Ауэрбах из The Black Keys, и в песнях легко обнаруживается свойственный этому музыканту шероховатый гаражный почерк. Здесь на ум приходят даже не The Black Keys, а сайд-проект господина Ауэрбаха The Arc. В одной из песен, "Never Be Together", сыграл совсем ископаемый персонаж -- Дуэйн Эдди, 78-летний классик вибрирующего гитарного звука, известного как twang. Серьезный контраст с предыдущим альбомом Крисси Хайнд "Stockholm", в котором ей хотелось звучать как Blondie и ABBA. Но для превосходных мелодий нашлось место и здесь. Такие вещи, как "Let's Get Lost" и "Holy Commotion", пристают намертво. BMG Rights Management Empire Of The Sun “Two Vines” Трудно представить себе более подходящую для новогодних танцев пластинку, чем третий альбом австралийского дуэта Empire Of The Sun. На предыдущем альбоме "Ice On The Dune" Люк Стил и Ник Литтлмор еще пытались симулировать современный подход к пляскам на вечеринке. "Two Vines" -- это по большей части совсем откровенный закос под 1970-е -- 1980-е, несмотря на современные приемы обработки голоса и актуальное звучание синтезаторов. Внимательные исследователи легко обнаружат в "Two Vines" следы Fleetwood Mac, в финальном треке "To Her Door" даже слышны голос и гитара приглашенного классика Линдсея Бакингема. Класса и значимости альбому добавляют также музыканты аккомпанирующих составов Принса и Дэвида Боуи. Однако рядовой слушатель отреагирует прежде всего на беззаботный пляжный электропоп в духе Wham! Визуальное сопровождение альбома в целом отсылает к эпохе хиппи, но лишний раз покрасоваться в ярких костюмах галактических аристократов Empire Of The Sun тоже не забывают. Virgin EMI Hope Sandoval & The Warm Inventions “Until The Hunter” Хоуп Сандовал, вокалистка относительно недавно вернувшейся на большую сцену калифорнийской группы Mazzy Star, продолжает сольную деятельность. Записывать пластинки ей помогает человек по имени Кольм О'Кисог, у его родной группы My Bloody Valentine тоже недавно случился камбэк. "Until The Hunter" -- третий диск группы Сандовал The Warm Inventions. Он вышел, когда публика в очередной раз вспомнила ее голос, благодаря недавнему треку Massive Attack "The Spoil". В этой вещи небесный тембр Хоуп Сандовал идеально сопряжен с электронным битом и необозримыми синтезаторными ландшафтами бристольцев. Альбом The Warm Inventions "Until The Hunter" стартует с монохромной электронной темы "Into The Trees", но начиная со следующего трека "The Peasant" Хоуп Сандовал предлагает звучание, за которое люди любят Mazzy Star и все прочие проекты певицы. Это светлая и прохладная ретропсиходелика, граничащая с комфортной, умиротворяющей поп-музыкой. Специалисты назовут это "сэдкор", поверхностные слушатели первым делом обратят внимание на сходство с Ланой Дель Рей -- которая, несомненно, многому научилась у Хоуп Сандовал. Tendril Tales Моя Мишель «Отстой» Как и прошлогодний альбом группы "Моя Мишель" "Химия", "Отстой" -- прекрасный пример отечественной поп-музыки с человеческим лицом, да еще с женским. "Моя Мишель" использует для выхода к широкой аудитории самые прямолинейные коммерческие приемы, например берет в союзники диджея Смэша ("Темные аллеи"). Но ни диджей Смэш, ни программные директора радиостанций в последние лет десять не имели дела ни с такими точными и ядовитыми текстами, ни с такими замысловатыми аранжировочными решениями, ни с такой яркой женской харизмой. Вокалистка Таня Ткачук -- персонаж крайне привлекательный, холодной она кажется только при поверхностном знакомстве с материалом. В песне "Мы ловим ночь" она буквально срывается с цепи, бросаясь в гущу рейва, а, например, в "Соне", наоборот, расплывается в акустической балладе, от которой не оторваться. Вместе с Елкой и Катей Иванчиковой из группы Iowa госпожа Ткачук полностью меняет представления о нашей легкой музыке. Их песни 2016 года ложились на ухо быстро и надолго. Добавим, что на альбоме "Отстой" имеется песня под названием "Рождество", тоже крайне остроумная и милая. ПЦ Игоря Матвиенко David Crosby “Lighthouse” Примерно три года назад участник The Byrds и Crosby, Stills And Nash Дэвид Кросби вернулся на большую сцену и вместе с сыном записал первый за 20 лет альбом, получивший название "Croz". Это была запись, полная чистой калифорнийской магии: по его собственным словам, песни "рвались из груди". Вернувшись с монументальным альбомом, Дэвид Кросби не захотел больше уходить в тень. Продолжение заставило себя ждать не слишком долго. Альбом "Lighthouse" -- по преимуществу диалог голоса и акустической гитары. Не будет лишним и упоминание продюсера альбома. Им стал Майкл Лиг, лидер джаз-фьюжн-группы Snarky Puppy, которая в уходящем году подтвердила ведущие позиции в современном джазе и даже получила номинацию на Grammy. Тем, на кого альбом "Lighthouse" произведет особенно сильное впечатление, стоит порекомендовать альбом Snarky Puppy "Family Dinner -- Volume 2", где у Дэвида Кросби тоже есть сольный выход -- песня "Somebody Home". Universal Music Dakh Daughters “If” ДахаБраха «Шлях» Весной 2014 года, когда казалось, что не все еще между Россией и Украиной решено безвозвратно, в "Гоголь-центре" выступили девушки из группы Dakh Daughters, чей клип "Розы/Донбасс" тогда буквально рвал YouTube. В сегодняшней Москве представить себе концерт группы с так ярко выраженным современным украинским колоритом невозможно. Российский слушатель потерял хорошую украиноязычную группу, панк-фрик-кабаре первого ряда. Dakh Daughters, рожденным в 2012 году на киевском "Гогольfestе", понадобилось почти пять лет, чтобы выпустить дебютный альбом. В нем нет песни "Розы/Донбасс", как и еще целого ряда вещей из той программы. Альбом "If" -- это комбинация вполне традиционного французского кабаре и истошного украинского плача, инспирированного понятно какими событиями. В паре с "If" хорошо слушается новый альбом группы "ДахаБраха" -- коллег Dakh Daughters по театру "Дах". Альбом "Шлях" -- задумчивый, ориентированный на фольклор, с песнями на украинском, русском и крымско-татарском языках. Спродюсировал его бывший бас-гитарист "Океана Ельзи" Юрий Хусточка. Dakh Daughters ДахаБраха Alev Lenz «Two-Headed Girl» Алев Ленц -- девушка, о которой российский слушатель мог узнать, внимательно исследовав саундтрек к нашумевшему сериалу "Черное зеркало". Ее песня "Fall Into Me" звучит в эпизоде "Враг народа", посвященном нашествию киберпчел. В принципе, больше о ней узнать неоткуда. Между тем в 2016 году у Алев Ленц вышел уже второй полнометражный альбом, а еще у нее была своя группа Alev. В альбоме нет песни "Fall Into Me", зато есть десяток не менее талантливых произведений, в создании которых певице помогал финский барабанщик Самули Косминен, игравший в свою очередь с Mum, Kronos Quartet, Йонси из Sigur Ros и пианистом Хаушкой. В студию к Алев Ленц Самули Косминен попал по рекомендации Джеза Шоу из группы Simian Mobile Disco, который сводил альбом. Таким образом, "Two-Headed Girl" представляет собой финско-исландско-британскую продукцию, в центре которой девушка с немецкими и турецкими корнями, легко выдерживающая сравнения с Фионой Эппл, Региной Спектор и Эмилианой Торрини. Отдельно обратите внимание на песню "Eggshell" -- близкий к идеалу образец современного песенного и продюсерского ремесла. Alev Lenz Madness “Can't Touch Us Now” Долгожительство английской группы Madness вызывает справедливую зависть у собратьев по ска-сцене. Скажем, прямой конкурент Madness, группа The Specials, по многим формальным признакам тоже существует в природе, однако последний студийный альбом The Specials датируется 2001 годом, а Madness выпускают свежую музыку хоть и не слишком часто, но с завидной регулярностью. При этом новые песни Madness по части прилипчивости и безупречной ритмической организации не уступают их главным хитам, у микрофона, как и 40 лет назад, красуется Грэм Макферсон по прозвищу Саггс, а рядом -- пятеро участников классического состава группы, сформировавшейся во 2-й половине 1970-х. Постоянство -- не последняя причина, по которой новый альбом встречен в Британии на ура. В островных чартах "Can't Touch Us Now" добрался до пятой ступеньки. Среди песен, попавших на пластинку,-- посвящения королю ямайского ска Принсу Бастеру ("The Prince") и соотечественнице Madness Эми Уайнхаус ("Blackbird"). Lucky 7