Богатыри и вы
Новогодние рекомендации зрителям от Егора Москвитина "Огонек" выбрал 10 фильмов и телешоу, которые стоит посмотреть в новогодние каникулы Нынешние новогодние каникулы -- одни из самых либеральных в истории проката: в кино будут крутить не только российские комедии и крупные блокбастеры, но и фестивальное американское кино, авторские фильмы из Европы и скорее всего один хороший мультфильм. А в бесконечной карнавальной ночи на телевидении будет как минимум три проблеска-сериала. «Викинг» В прокате с 29 декабря Пришествие этого варяга готовили целых семь лет, но известно о нем стало лишь два года назад, когда Дирекция кино с помпой объявила, что снимает для телевидения российский ответ "Игре престолов" с миллиардным бюджетом и сверхновой на тот момент звездой, Данилой Козловским, в главной роли. Станет ли в итоге "Викинг" телесериалом, неизвестно (и как он в этом случае будет существовать на одной планете с отличным канадско-ирландским сериалом "Викинги" тоже), но фильм уже рядом и уверенно претендует на то, чтобы стать главным событием Года кино в России. Впрочем, от варягов никогда не знаешь, чего ждать, поэтому не будем спешить с хлебом-солью, пока не увидим эту "Повесть временных лет" сами. «Три богатыря и Морской царь» В прокате с 1 января В 2016 году российская мультипликация чувствовала себя как никогда хорошо: "Маша и Медведь" окончательно завоевали YouTube и телеканалы по всему миру, а третья часть "Снежной королевы" достигла такого качества графики и юмора, что ее можно подсовывать детям под елку вместо продукции Disney. Уверенно держит марку и сага о "Трех богатырях", которая раньше конкурентов поняла, что на мультфильмы стремятся юные зрители, но семейным бюджетом (хотя как повезет) по-прежнему распоряжаются взрослые. А значит, покупатели билетов имеют право на то, чтобы и для них -- пусть между строк -- была рассказана интересная история. В предыдущих частях было много намеков на коррупцию чиновников, американский империализм, сложности многонационального общежития в России и другие животрепещущие темы. Теперь в мультфильме фигурирует затопленный Морским царем город Киев и спешащий на помощь нашей осажденной крепости Китай. Серьезно. «Шерлок» В ночь с 1 на 2 января на "Первом канале" Главный британский сериал возвращается с трехсерийным сезоном -- уже четвертым по счету, если не учитывать спорный прошлогодний спецвыпуск под названием "Омерзительная невеста". На повестке дня все те же вопросы: кто самый остроумный и пассионарный Шерлок Холмс в истории кино; работает ли метод дедукции в мире гаджетов и социальных сетей; сколько можно недооценивать доктора Ватсона и как еще обыграть наследие Конана Дойла, чтобы превратить его в сатиру на современность. Прошлые выпуски "Шерлока" собирали до трети всех телезрителей России, интересно, как будет в этот раз. «Кредо убийцы» В прокате с 5 января Российские переводчики умеют сбить с толку, но вообще-то "Кредо убийцы" -- экранизация Assassin's Creed, одной из самых популярных и киногеничных видеоигр последнего десятилетия. Для нынешних школьников эта история -- почти то же, чем были для нас романы Дюма-отца и Вальтера Скотта. А еще это в каком-то смысле "Янки при дворе короля Артура", потому что по сюжету игры (и фильма) наши современники с помощью фантастической машины, умеющей копаться в генетической памяти, отправляются в прошлое, где и переживают приключения своих предков. А предки эти -- члены ордена ассасинов, участвовавших во всех самых романтических исторических событиях, будь то Крестовые походы, открытие Америки, Французская революция или свержение монархии в России. В первом фильме речь идет, правда, только об Испанской инквизиции, но в случае хороших кассовых сборов нас наверняка ждет шквал продолжений. А сборы непременно будут большими, ведь в главных ролях здесь такие звезды, как Майкл Фассбендер и Марион Котийяр. «Табу» C 7 января на британском BBC и американском FX Восьмисерийный телефильм, ставший сенсацией задолго до своего выхода: подумать только, его исполнительным продюсером выступил сам Ридли Скотт, а актер Том Харди не только написал часть сценария, но и нашел время сыграть главную роль. На бэк-вокале у суперзвезды -- помощники из "Игры престолов" (например, красивая внучка Чарли Чаплина -- Уна). А рассказывает британский сериал о противостоянии полубезумного одиночки и могущественной Ост-Индской компании, которую здесь изображают как самую настоящую корпорацию зла. Ревизионистское отношение к истории редко совпадает с искренним покаянием, так что "Табу" -- очень интересный случай не только для фанатов сериалов (а кто не фанат?), но и для социологов. И тех, и других -- с Рождеством! «Изумрудный город» С 7 января на американском канале NBC История медиа циклична, и у нее есть чувство юмора: если 20 и 30 лет назад молодые режиссеры (скажем, Ларс фон Триер) рассматривали телевидение как трамплин для карьеры в большом кино, то теперь живые классики (скажем, Стивен Содерберг), наоборот, стремятся завести по одному-двум телесериалам. И дело вовсе не в том, что ТВ -- это тихая гавань и верная пенсия. Вовсе нет: современное телевидение позволяет решать масштабные творческие задачи и рассказывать сложные истории, переставшие быть уместными в широком прокате. Вот и индус Тарсем Сингх, когда-то снявший такие фантасмагории, как "Клетка" и "Запределье", решил перебраться на малый экран. В его "Изумрудном городе" Дороти -- современная двадцатилетняя американка, а Тотошка только чудом не оказывается роботом-псом. Ну а сам Изумрудный город, конечно, превращается в тоталитарное государство, и путешествие в него может стать для юных зрителей не только сказочным, но и поучительным опытом. «Ла-Ла Ленд» В прокате с 12 января Молодой -- да что там, почти вундеркинд -- режиссер Дэмиен Шазелл три года назад покорил всех фильмом "Одержимость" -- разрушительной историей про начинающего музыканта, готового на все ради успеха, эдаким "Черным лебедем" в мире джаза. В этот раз Шазелл использует свое безупречное чувство ритма в мирных целях. "Ла-Ла Ленд" -- это добрый, сказочный, поющий и танцующий фильм о том, что мечты имеют свойство сбываться -- нужно только уметь идти на жертвы. Главные герои -- начинающая актриса, подрабатывающая официанткой, и музыкант, одержимый идеей открыть собственный джаз-клуб, но вынужденный играть в ресторанах. Исполняющих эти роли Эмму Стоун и Райана Гослинга уже можно бальзамировать и выставлять в музее самых романтических пар, когда-либо встречавшихся в Голливуде. Ну а зрителю нужно быть готовым к сильнейшему эмоциональному удару, который ему с огромной вероятностью нанесет развязка фильма. Сказка -- ложь, да намек в ней такой, что после "Ла-Ла Ленда" недолго начать новую жизнь. «Закон ночи» В прокате с 12 января Новый фильм Бена Аффлека -- противоречивого актера, который давно доказал, что он сильный сценарист (свидетельство -- "Оскар" за "Умницу Уилла Хантинга", взятый на пару с Мэттом Деймоном), а за последние годы еще и успел стать одним из самых многообещающих режиссеров Америки. В "Законе ночи" постановщик Аффлек пытается пройти тот же обряд инициации, что и великие Серджо Леоне, Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе и Брайан Де Пальма. Время действия фильма -- 20-е и 30-е годы прошлого века; место -- Америка с пересохшим горлом; главный герой -- сын полицейского, ставший бандитом. Немножко пугает, что его играет сам Аффлек, но очень обнадеживает, что в основе сценария лежит роман Денниса Лихейна, по книгам которого уже сняты выдающиеся триллеры -- "Остров проклятых" (Мартина Скорсезе) и "Прощай, детка, прощай" (все того же Аффлека). «2+1» В прокате с 12 января Продолжение французской традиции абсурдных семейных комедий современными средствами. Вместо Ришара, Депардье или де Фюнеса в главной роли -- чернокожая звезда Омар Си, но сюжет до боли знаком. Непутевый мужчина получает от одной из своих любовниц грудного ребенка. После чего девушка отправляется в Лондон, а герой что есть сил пытается ее догнать. Фильм трогательно балансирует между наивным искусством и выверенным курсом на мультикультурализм. Омару Си, чья родословная -- лишнее напоминание французам об их колониальных делах, ассистирует белокурая красавица Клеменс Поэзи, а в сюжете хватает шпилек в адрес англичан. Но как не простить эти шпильки, когда они на таких ножках? «По Млечному Пути» В прокате с 12 января Сложно сказать, когда Эмир Кустурица был на пике своей формы: может быть, в 1989-м (когда назван режиссером года в Канне за "Время цыган"), может быть, в 1995-м (когда получил "Золотую пальмовую ветвь" за "Андерграунд"). Но точно не в последние годы, в которые снимались и вялые новеллы для киноальманахов, и реклама еды для российского ТВ. "По Млечному Пути" -- это возвращение старого Кустурицы и как актера, и как режиссера. Кустурица-лицедей хоть и стареет, но напоминает молодого Депардье: отважного, но неуклюжего в любви рыцаря с перекошенным лицом и взглядом побитой собаки. А Кустурица-постановщик -- это, конечно, Милорад Павич с кинокамерой: поэт-мечтатель, умеющий придавать словам вкус, запах и цвет, рассказывать возвышенные истории языком тела и как никто другой понимающий родные Балканы. И да, воскреснуть Кустурице помогает Моника Беллуччи, однажды уже сыгравшая Марию Магдалину совсем в другом фильме. Подготовил Егор Москвитин