А вместо сердца - бронзовый топор!
Бородатый Данила Козловский зыркнул глазами, и стало понятно. Все. Перековался. С его героем - князем Владимиром, произошло то, что многократно случалось в советских фильмах с пьяницами, жуликами, бездельниками и белыми офицерами. Они прозрели. Как тогда, так и сейчас, побудительные мотивы прозрения кажутся несколько сомнительными... Но это кино. Монтаж. Сами додумаете... Фильм снимали лучшие силы. Снимали семь (!) лет. За это время родилась и забылась сага «Игра престолов». И мы были вправе ожидать чего-то грандиозного. И получили. Нет смысла спорить об исторической правде - все события фильма в «Повести временных лет» есть - вопрос их интерпретации, а тут немало академиков полегло в битвах. Да, в кино герой Данилы Козловского любит двух женщин (героинь Александры Бортич и Светланы Ходченковой). В «Повести...» почти также «наложниц у него было 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове (...). И был он ненасытен в блуде, приводя замужних женщин и растляя девиц». Но, поверьте, с нашей историей как только не обращались - так что все допущения в фильме явно в рамках приличий. Зато как историческая реконструкция «Викинг» - безусловно шедевр. Начиная от мелочей - одежда, украшения, оружие - до изображения городов и армий. Думается, домашние историки тут же найдут ляпы и ошибки (скажем, «греческие» монеты по виду скорее напоминают бутафорские дублоны из «Пиратов Карибского моря»), но в целом, не будь в фильме откровенной эротической сцены - вполне можно показывать школьникам на уроках истории. Картинка отличная. Дух времени, пожалуй, тоже. Плюс вполне уместно викинги говорят на шведском, и греки на своем (для нас переводом занимаются субтитры). Конечно, несколько смущает образцовая современная русская речь героев. Но, с другой стороны, нарочитая стилизация языка порой смотрится еще искусственнее. «Викинг» продолжил цепочку фильмов-реконстукций, появившись следом за «28 панфиловцами». Тут важнее как, а не что. Несмотря на откровенное погружение зрителя в раннее Средневековье, фильм кишит знакомыми лицами. Присмотрись к любому варягу или русичу - глядишь, Андрей Смоляков или Владимир Епифанцев! От князя Владимира невольно ждешь появления с клюшкой, вместо топора. Но это проклятие удачной роли Валерия Харламова Даниле Козловскому еще долго преодолевать. Светлана Ходченкова, даже оказавшись жгучей брюнеткой, осталась Светланой Ходченковой из десятка других фильмов. Не совсем понятно, зачем нужно было проводить кастинг среди звезд в фильме-реконструкции, сама задача которого из реальности увести. Но, видимо, объяснение, как раз в долгом периоде подготовки фильма, все-таки семь лет назад того же Козловского знали куда хуже. Но главная загадка фильма - название. Почему «Викинг»? Противники «нормандской теории» (о том, что русская государственность пришла извне) всполошились. Как оказалось зря. Ничего о происхождении Владимира (довольно очевидном) тут нет. Викинги выступают второстепенными персонажами, наемниками. Впрочем, о своей задачей название справилось, придав фильму загадочности. Смотреть фильм надо. Верить всему, может и не стоит, но есть отличный повод узнать больше о времени и князе Владимире. Ну и антураж вы теперь знаете.