Итоги 2016 года: 15 лучших фильмов. Версия "Кинократии"
До конца 2016 года остались считанные часы, и "Кинократия" публикует свой главный итоговый текст. Мы подробно остановились на некоторых жанрах, отметив фильмы, которые не стоит пропускать, особое внимание уделив российским картинам. Проводим же мы уходящий 2016-й перечислением главных безусловных хитов, просмотр которых обязателен для всех и каждого. "Омерзительная восьмерка" Коварный Квентин Тарантино, чей супервестерн вышел у нас в самом начале года, подложил солидных размеров свинью своим коллегам-кинематографистам. Ведь после просмотра "Восьмерки" сразу стало ясно: это - однозначно фильм года, который не переплюнуть никому, как бы другие мастера не старались. А они - старались, и очень. О чем свидетельствует дальнейший наш список. "По соображениям совести" То, что Мел Гибсон велик, не ставят под сомнение даже его многочисленные недоброжелатели. Своим байопиком о герое Второй мировой Десмонде Доссе австралийский мэтр не просто напомнил о том, как нужно снимать военные драмы, но поставил новую планку для тех, кто работает в этом жанре. Раньше мерилом было "Спасение рядового Райана". Теперь - "По соображениям совести". "Славные парни" На криминально-детективную комедию Шейна Блэка возлагали надежды многие. И они полностью оправдались - даже с лихвой! "Славные парни" - остроумное, стильное и динамичное бадди-муви в стиле семидесятых, которое можно с уверенностью назвать образцовым. "Война против всех" Выход фильма какого-нибудь из братьев Макдонахов - всегда праздник для любителей хорошего висельного юмора и болезненно-щемящей рефлексии. И хотя старший Макдонах в этот раз решил заставить зрителя меньше унывать и больше смеяться (а это, как мы знаем, многогранные ирландцы умеют как никто другой), без горчинки и здесь, конечно, не обходится. Как не обходится без уймы уморительных и восхитительно неполиткорретных шуток, ярчайших персонажей и лихого сюжета. "Фантастические твари и где они обитают" Переезд "поттерианы" с Туманного Альбиона в Соединенные Штаты Америки, конечно, изрядно раздосадовал убежденных англофилов (а иных и вовсе довел до белого каления). Однако, если судить не с культурологической, а с кинематографической точки зрения, у тандема Джоан Роулинг - Дэвид Йейтс получился образцово-показательный фэнтези-блокбастер. С неповторимой сказочной атмосферой, классными запоминающимися персонажами, симпатичнейшими декорациями старого Нью-Йорка, мощными спецэффектами. И - чуть ли не главное - самими тварями. Окками, камуфлори, нюхлеры и прочий магический бестиарий нарисованы и анимированы по высшему разряду. Даже круче, чем в грифон и орки в "Варкрафте". "Варкрафт" Да-да, не удивляйтесь. Без только что упомянутой экранизации видеоигровой франшизы наш список тоже не обойдется. Потому что сын Дэвида Боуи - Данкан Джонс - смастерил кино если и не идеальное, то уж точно доказывающее: перенести популярную игрушку на широкий экран и при этом не опозориться - все-таки можно. Понятно, что многое в "Варкрафте" снято под копирку с "Властелина колец" и других жанровых шедевров. Но это не мешает поблагодарить его создателей за не самый банальный сюжет (с конфликтом, где правые и виноватые представлены с обеих сторон), крепко поставленные эпические битвы, уважительное отношение к первоисточнику и приятный актерский состав. Ну и еще раз: орков с помощью технологии motion-capture сделали невероятно реалистичными. И это здорово. "Сын Саула" Само собой, не Голливудом единым жил в этом году киноман. Потрясающая и жуткая экзистенциальная драма Ласло Немеша - гораздо больше, чем еще один оскароносный фильм про Холокост. При помощи довольно скупых художественных средств и пары оригинальных творческих решений венгерский режиссер рисует леденящую кровь картину, рассуждая о природе человеческого зверства и генезисе человечности в мире, погрузившемся в тотальное скотство. "Дом странных детей мисс Перегрин" Еще один важный рубеж в мире кинофантастики и фэнтези - самореабилитация Тима Бертона. После всяких там "Алис в Стране чудес" многие поставили было на одном из главных современных сказочников крест. А он взял и снял фильм в лучших своих традициях. Одновременно трогательный и жуткий, смешной и грустый, интересный как детям (лет так от двенадцати), так и взрослым. Тут есть и отличные дети-актеры, и разного рода макабр, и викторианская готика, и романтизм, и откровенное фриковство, и монструозный белоглазый Сэмюел Л. Джексон, и Ева Грин с интересной прической, и костлявая (буквально) отсылка к "Ясону и аргонавтам". И, что немаловажно, глубина, которая помогает закрыть глаза на пару-тройку сценарных дыр и несколько сумбурное местами повествование. "Человек - швейцарский нож" Казалось бы, что хорошего может выйти из ленты, где в одной из главных ролей постоянно "газующий" труп Гарри Поттера? А поди ж ты - вышло не просто хорошо, а по-своему еще и гениально. Три Дэниела - Шайнерт, Кван и Рэдклифф - а также примкнувший к ним Пол Дано общими усилиями взяли и выдали крайне необычную трагикомедию о том, что в человеке есть все. Молодой грустный хипстер и его мертвый друг с нуля строят цивилизацию из спичек и желудей, узнают, что такое настоящая любовь и настоящая дружба, успевают полюбить мир и разочароваться в нем, веселятся и плачут. А вместе с ними веселятся и плачут зрители, явно не ожидавшие от, как было сказано в некоторых анонсах, "фильма про метеоризм" смелого и самобытного высказывания на важные темы. "Любой ценой" Кто сказал, что вестерн - это непременно лошади, ковбои, шпоры и Дикий Запад? "Любой ценой" Дэвида Маккензи - безусловно, один из лучших образцов так называемого неовестерна (вполне сравнимый со "Стариками" братьев Коэн). Вместо лошадей тут внедорожники, вместо револьверов - автоматы. Но и общего у кинематографического Техаса позапрошлого века и кинематографического Техаса наших дней хватает. Это все та же суровая земля, где выживает сильнейший, а представления о добре и зле максимально размыты. Идеальный фон для экзистенциальной притчи с отличными актерскими работами Криса Пайна, Бена Фостера и - особенно - Джеффа Бриджеса, великолепными диалогами и первоклассным саундтреком от Ника Кейва и Уоррена Эллиса. "Кловерфилд, 10" Но как же так, ведь лучшая фантастика года - это "Прибытие"! А вот и нет, вот и не "Прибытие". Оно, конечно, красивое, умное и всячески навороченное, но во-первых, книга лучше. И во-вторых, вспомните ту сцену с китайским генералом в конце, где он из будущего в прошлое вещает - ну это же смехотворно. А финальный твист "Кловерфилда" - это смешно. Очень смешно. И Джон Гудман там лапочка, и круглоглазая Мэри Элизабет Уинстед умница-красавица, и клаустрофобная паранойя давит, и саспенс волосы шевелит на макушке - круто же! Вообще все, что делает Джей Джей Абрамс со своей вселенной монстров из космоса - это что-то совершенно замечательное, пусть так и дальше продолжает. "Под покровом ночи" Фешенебельный триллер от человека, который лучше всех остальных киноделов разбирается в фешенебельности и, как выяснилось, лучше многих - в темных закоулках человеческих душ. Примерно каждый второй критик назвал Тома Форда за этот его второй фильм новым Линчем, и не без оснований. Все-то у него неоднозначно, все-то символизирует, все-то ярко, выпукло и заковыристо. Эми Адамс штурмует "Оскар" и числом (у нее еще главная роль в "Прибытии"), и умением, Джилленхол не отстает, Майкл Шеннон - ну, вы знаете этого Майкла Шеннона. Прекрасное кино о том, почему не стоит разбивать сердца писателям. "Хардкор" Боевики нынче бывают двух видов: по комиксам и не по комиксам. Последние в свою очередь подразделяются на скучные, идиотские и скучно-идиотские. Исключения из этого правила редки и случаются раз в год, а то и в два. "Хардкор" - как раз из таких. Илья Найшуллер, наш самородок яхонтовый, снял самый развеселый и лихой экшн не только России (что вообще несложно) но и мира. Честь ему за это, хвала и почет. "Изгой-один" Что может быть круче имперского "Стар Дестройера"? Два имперских "Стар Дестройера". Что может быть круче двух имперских "Стар Дестройеров"? Столкновение двух имперских "Стар Дестройеров" в ходе самой эпичной в почти сорокалетней истории "Звездных войн" битвы. Гарет Эдвардс обещал нам военную драму - Гарет Эдвардс сделал. Получилось не то чтобы идеально гладко, но зато произошла небольшая такая революция: первый фильм саги не про джедаев, а про людей. "Она" Верхувен долго молчал, много думал, а потом выдал "Её" - феерическое жизнеописание одной из самых сильных, умных, стойких, невозмутимых и всячески достойных восхищения вымышленных женщин в истории кино. Зритель может ужасаться, брезгливо морщиться, но какие бы страшные и нелепые вещи ни происходили с героиней блистательной Изабель Юппер и вокруг нее, она принимает и переносит все с таким ледяным спокойствием и неугасаемым чувством, что и на душе становится как-то легче. За будущее и вообще. Есть женщины во французских селеньях.