Итоги 2016 года: 9 лучших хорроров и триллеров. Версия "Кинократии"
"Кинократия" продолжает подводить итоги года. С нашим хит-парадом лучших комедий 2016-го мы можете ознакомиться с помощью вот этой ссылки. Ну а теперь пришло время составить рейтинг фильмов, которые пугали, шокировали, доводили до холодного пота и заставляли закрывать глаза. Речь, конечно, о хоррорах и триллерах. Нельзя сказать, что "ужасы" за последние 12 месяцев пережили какой-то особенный ренессанс. Однако действительно достойных картин было на удивление немало. Правда, часть из них в российских кинотеатрах не побывали. Но это вопрос к прокатчикам. Итак, десятка самых запоминающихся. "Ведьма" Настоящая жанровая сенсация, авторское кино с копеечным бюджетом, которому удалось приковать к себе внимание многомиллионной аудитории по всему миру. Все это - про "Ведьму" Роберта Эггерса, стяжавшего награду за режиссуру на фестивале "Сандэнс". История пуритан-переселенцев в Северную Америку, угодивших в эпицентр мистического кошмара, получилась неглупой, саспенсоемкой и эстетски снятой. К тому же - ставящей несколько важных вопросов о пределах религиозного фанатизма и его сопряженности с человеческой слабостью. За атмосферу удушливого параноидального страха отвечает не только классный актерский состав, но и сатанинский круторогий козел Черный Филип. "Монстры существуют" Еще один образец фильма с малозатратным производством и хорошим результатом. Небольшая зарисовка о том, как мать-алкоголичка и ее дочь-подросток глубокой ночью оказываются в изоляции на заливаемой дождем лесной дороге, всерьез берет за душу. Причем не только пугает, но и в нужные моменты включает добротную семейную драму о конфликтах поколений. Радуют и обе главные героини (сыгранные Зои Казан и юной Эллой Бэллентайн), и декорации, и нервный эмбиентовый саундтрек. В общем, это был бы идеальный ужастик, не реши режиссер Брайан Бертино в какой-то момент показать самого монстра. Оный вышел довольно-таки смехотворным и общее впечатление от ленты смазал. Но не настолько, чтобы ее хотелось разлюбить. "Заклятие 2" Похожим недугом страдает и второе "Заклятие". Тут тоже не смогли обойтись без топорных скримеров с участием демона в монашеской рясе. Однако в остальном маэстро Джеймс Ван не сплоховал. Вторая часть получилась едва ли не лучше первой - хотя, как известно, сиквелы "ужастиков" (даже самых хороших) редко бывают удачными. В наличии симпатичный лондонский сеттинг, отличная музыка (включая The Clash и The Hollies), креативная операторская работа, творчески переосмысленная история энфилдского полтергейста, уместная толика сюрреализма и - главное - уже полюбившийся многим зрителям дуэт Патрика Уилсона и Веры Фармиги. Семейная пара Уорренов в их исполнении - не только экзорцисты топ-уровня, но и весьма приятные и обаятельные ребята. "Не дыши" Не так давно натуральный фурор в киноманской среде произвел триллер Федерико Альвареса, известного по сомнительной нужности перезапуску "Зловещих мертвецов" трехлетней давности. Группа воришек на окраине заброшенного богом и людьми Детройта забирается в дом слепого ветерана войны, решив, что ограбить инвалида будет проще простого. Вместо этого зловещий старикан устраивает им форменный ад. Помимо того, что "Не дыши" - пример для учебников о том, как нужно уметь делать саспенс (все необходимые составляющие - на высоте), здесь есть и связная история с парой отличных твистов. Разве что бледноватая концовка чуть-чуть смазывает общий восторг. Но это - сущая мелочь. "Тишина" Темы инвалидности и противостояния психу в замкнутом пространстве вовсю эксплуатирует и другой отличный фильм - "Тишина". Только здесь все ровно наоборот, физическим недостатком наделена жертва, обороняющаяся свою хижину в глухом лесу от маньяка. Наряду с "Не дыши" гнетущую атмосферу ощущаешь просто физически. Одновременно печальный и показательный факт: уважаемый режиссер-"хоррорист" Марк Флэнеган выпустил в этом году целых три фильма, из которых "Тишина" - вне всякого сомнения, самый сильный и при этом - единственный, не появившийся в российском прокате. "Поезд в Пусан" Зато до отечественных кинотеатров добрался нашумевший корейский зомби-апокалипсис "Поезд в Пусан". Фильм не назовешь шедевром, и рекомендуется он в основном фанатам указанного субжанра, а также любителям поверхностных социальных драм. Однако рядом очевидных достоинств творение Ён Сан Хо обладает. И экзотичность среди них - далеко не главное. Обаятельнейшие и с любовью исполненные "андеды" и несколько блестящих экшн-сцен позволяют включить World War Z по-корейски в список самых примечательных фильмов ужасов года. "Я не серийный убийца" Любителям эстетики 80-х в уходящем году было приволье: "Очень странные дела", "Мертвое лето", "Черное зеркало" купали их в теплых синт-поповых реках ностальгии. Тем удивительнее, что окучивающий то же поле фантастический триллер "Я не серийный убийца" от малоизвестного ирландца Билли О`Брайэна не снискал почти никакой популярности. Рассказывает он о старшекласснике, живущем в маленьком заснеженном городке, который вдруг замечает, что его земляков кто-то таинственный вдруг стал жестоко убивать, вырезая разные органы. Привлекательности и свежести, помимо прочих достоинств, фильму придает тот факт, что протагонист и монстр здесь как бы меняются местами: первый оказывается социопатом, ближних ни во что не ставящим, тогда как вторым движет исключительно высокое чувство любовь. В одной из ролей, кстати, сам Кристофер "Док Браун" Ллойд. "Неоновый демон" Если вдруг ваша дочь грезит о карьере фотомодели, просто покажите ей эту милую людоедскую в прямом смысле сказку о людоедском в переносном (хотя кто его знает) смысле бизнесе. Тогда она точно передумает. Впрочем, за остальные последствия мы не ручаемся. Николас Виндинг Рефн сделал нарочито пустую, долбящую электронным битом по ушам и яркими вспышками по глазам жутковатую страшилку, которой можно и нужно любоваться. "31: Праздник смерти" Старый добрый Роб Зомби дает старого доброго слэшера-сплэттера. Этот фильм - не то, что стоит рекомендовать всем подряд, но если слова "маньячный испаноговорящий карлик-Гитлер" колышут какие-то потаенные струны вашей души, то добро пожаловать. Возможно, вас просто порадуют колоритные душегубы, планомерно расчленяющие грязных хиппи. Возможно, вы найдете какой-нибудь глубокий подтекст, вроде реквиема по "золотым" 60-м и маргинальным 70-м. В любом случае удовольствие от последнего на сегодняшний день кинотворения Роберта Каммингса при условии правильного к нему подхода гарантировано.