Войти в почту

Врата рая открыты для русской женщины

C 19 января в российском прокате фильм Андрея Кончаловского "Рай". Картина награждена «Серебряным львом» 73-го международного Венецианского кинофестиваля и выдвинута от России на премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".В Москве прошла серия показов этой картины. Только что Андрей Сергеевич вместе со съемочной группой представлял фильм в столице Приморья Архангельске. Напомним, что в Архангельской области Кончаловский снимал предыдущих художественно-публицистический фильм «Белые ночи почтальона Тряпицина». Между прочим, и в фильме «Рай» есть реальные прототипы, одна из которых княгиня Вера Оболенская. Корреспондент "ВМ" Анжелика Заозерская делится своими впечатлениями о фильме. Перед Страшным судом друг за другом предстают: русская – княгиня Ольга (Юлия Высоцкая), француз – начальник полиции (Филипп Дюкен) и немец Хельмут (Кристиан Клаус). Каждый персонаж – яркий представитель своей страны. Француз – тщеславный, буржуазный, похотливый мужичок. Немец одержим идеей сверхчеловека, гордится родством с Ницше и боготворит великую русскую литературу. Он – представитель знатного рода, с традициями, с идеалами и с искренней болью за свою Германию. Ольга – просто женщина, которая хотела любить, красиво жить, дарить людям радость и быть как можно подальше от идеологии. В фильме упоминается героиня французского сопротивления – русская княгиня Вера Оболенская, с которой была знакома Ольга, но режиссер умышленно придает главной героине, которая единственная из этой троицы попадает в рай, некую легкомысленность и неприкаянность. Тогда как Вера Оболенская, или Вики, была очень серьезной, очень смелой девушкой – настоящей героиней. О ней книги написаны. Хотя Вики имела отношение к миру моды ( в молодости работала в Париже манекенщицей), как и героиня Юлии Высоцкой (она - главный редактор модного журнала), но до замужества. На суде перед Господом Ольга даже толком не может объяснить – почему дважды пожертвовала своей свободой, а в финале – жизнью, ради еврейских мальчишек, которых спрятала в своей доме, а в концлагере, куда попала за это преступление, пошла на верную смерть вместо другой женщины – Розы. Андрей Кончаловский, не прибегая к патетики, показывает жертвенность русской женщины, которая не может смотреть равнодушно на то, как уничтожают детей, стариков. В фильме «Рай» режиссер проводит параллель поиска светлой жизни в СССР и абсолютного идеала в нацистской Германии. Немец Хельмут, после долгих размышлений, включающий анализ русской литературы, приходит к выводу, что Советский Союз во главе со Сталиным- на более правильном пути к раю. Хотя бы потому, что таких, как Ольга, жертвующих собой ради чужих, гораздо больше, чем в Германии. Режиссер показывает немецкую скупость, жадность, мародерство и безудержную гордыню. В концлагерях немцы умудрялись воровать. Некогда великая нация снимала последние рубашки с несчастных жертв. Картина «Рай» - многослойная, философская, во многом исповедальная. Красивая, стильная и при этом очень натуралистическа я. Возможно, «Рай» - самая гуманная картина 21 века? Андрей Кончаловский смело противопоставляе т два мира – агрессивный, одержимый, беспощадный и неумолимый нацистской Германии, гибкий, дипломатичный, приспособленческ ий мир Франции и Россию, которая спасает мир, человечество, толком не осознавая – зачем она это делает, и какую цену заплатит? Кончаловский, считая себя западником, уверен, что русский человек и в Европе остается русским, и что щедрость русской души не знает границ. Картина выдвинута от России на соискание премии «Оскар». Андрей Кончаловский специально для «ВМ»: - Фильм «Рай» снимал для себя. На зрителя больше не ориентируюсь. Когда делаю для себя, ощущаю абсолютную свободу. Это чувство близко к тому, когда автор берет ручку, белый лист бумаги, и пишет произведение для себя, не думая о том, будет оно издано или не будет. Всегда хочется что-то исправить в своей работе, и это чувство не покидает меня в отношении фильма «Рай». Жду выхода фильма в Российский прокат и реакции зрителя. Символично, что фильм выходит в праздник Крещения Иисуса Христа. Критик, культуролог Кирилл Разлогов сказал «ВМ» о фильме: - Андрей Кончаловский снял хорошую картину. Она выдвинута на «Оскар», и если получит его, то Андрей Сергеевич догонит своего младшего брата Никиту Михалкова. На мой взгляд, «Рай» заслуживает «Оскар». ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Фильм "Рай" режиссера Андрея Кончаловского попал в шорт-лист номинантов на премию "Оскар" Картина российского режиссера Андрея Кончаловского "Рай" вошла в шорт-лист номинантов на премию "Оскар" в категории "Лучший фильмна иностранном языке". (далее..)

Врата рая открыты для русской женщины
© Вечерняя Москва