Ещё
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Человек-Паук: Вдали от дома
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Анна
Боевик, Триллер
Купить билет
История игрушек 4
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Солнцестояние
Детектив, Ужасы, Драма
Купить билет
Проклятие Аннабель 3
Триллер, Ужасы
Купить билет
Собачья жизнь 2
Приключение, Трагикомедия, Семейный
Купить билет
Паразиты
Триллер, Трагикомедия
Купить билет
Мёртвые не умирают
Фэнтези, Комедия, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Искусство обмана
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Норм и несокрушимые: Большое Путешествие
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Соблазн
Триллер, Драма
Купить билет
Али, рули!
Боевик, Комедия
Купить билет
Код Гиас: Лелуш Воскресший
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Красавчик со стажем
Комедия
Купить билет
Та еще парочка
Комедия
Купить билет

Биография композитора Милия Балакирева 

Фото: РИА Новости
Русский композитор, пианист и дирижер Милий Алексеевич Балакирев родился 2 января 1837 года (21 декабря 1836 года по старому стилю) в Нижнем Новгороде. Он был потомственным дворянином, род Балакиревых известен с середины XIV века. Первые уроки игры на фортепиано получил у матери Елизаветы Яшеровой, летом 1846 года в Москве учился у пианиста и композитора Александра Дюбюка — ученика ирландского композитора Джона Филда.
В 1848-1853 годах Балакирев обучался в нижегородском Александровском дворянском институте, параллельно брал уроки у дирижера и пианиста Карла Эйзриха — воспитанника Венской консерватории.
Решающее значение для Балакирева-музыканта имело знакомство с Александром Улыбышевым, дипломатом, а также знатоком музыки, автором трехтомной биографии Вольфганга Моцарта. В доме Улыбышева Балакирев дирижировал любительским оркестром на музыкальных вечерах, выступал в качестве пианиста, изучал партитуры в библиотеке.
В 1853 году поступив на математический факультет Казанского университета, Балакирев через год оставил учебу, чтобы посвятить себя исключительно музыке.
К этому времени относятся его первые творческие опыты — фортепианные сочинения, романсы.
В 1855 году Балакирев переехал в Петербург, где в 1856 году познакомился с композитором Михаилом Глинкой, высоко оценившим его дарование.
В конце 1850-х годов Балакирев объединил и возглавил кружок молодых русских композиторов — Цезаря Кюи, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина. Все четверо, как и сам Балакирев, не имели профессионального музыкального образования. Кюи был военным инженером, Мусоргский — офицером в отставке, Римский-Корсаков — моряком, Бородин — химиком. Это объединение вошло в историю музыки под названием «Могучей кучки», данным ему критиком Bладимиром Стасовым. Все сочиненное начинающими композиторами исполнялось на собраниях кружка, где Балакирев поправлял и делал указания по партитуре.
К этому времени Милий Балакирев написал 20 романсов, среди которых «Приди ко мне», «Песня Селима» (1858 — оба), «Песня золотой рыбки» (1860).
Стремясь к распространению музыкального образования среди широких кругов населения, Балакирев организовал в 1862 году совместно с хоровым дирижером Гавриилом Ломакиным «Бесплатную музыкальную школу», которой руководил в 1868-1873 и в 1881-1908 годах. Он также дирижировал концертами школы, а в 1867-1869 годах — концертами Русского музыкального общества.
В 1883-1895 годах Балакирев был управляющим Петербургской придворной капеллы, где улучшил репертуар и исполнение. Он поднял преподавание пения и теории музыки на профессиональный уровень и ввел инструментальные классы. Наиболее одаренные ученики капеллы образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев был также центром так называемого Веймарского кружка.
Он редактировал ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, совместно с последним готовил к изданию партитуры опер Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», сочинения Фредерика Шопена.
Во второй половине 1860-х годов Балакирев поставил в Праге оперы Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».
В 1894 году по его инициативе был установлен памятник Шопену в Желязовой Воле (месте рождения Шопена), там же и в Варшаве исполнял публично произведения этого композитора.
С начала 1880-х годов он был цензором духовно-музыкальных произведений. Духовно-музыкальное наследие Балакирева составило 11 законченных работ, главным образом предназначенных к исполнению за богослужением.
Балакирев создал две симфонии (1897, 1908); три увертюры, в том числе Увертюра на темы трех русских песен (1858); симфонические поэмы «Русь» ("1000 лет", 1862), «В Чехии» (1867), «Тамара» (1882). Он написал музыку к трагедии Шекспира «Король Лир» (1861); два концерта для фортепиано с оркестром; фантазию «Исламей» (1869); Кантату на открытие в Петербурге памятника Глинке (1904); пьесы для фортепиано.
Балакирев — автор 40 романсов. Композитор положил на музыку стихи «Утес» и «Когда волнуется желтеющая нива» Михаила Лермонтова, «Я пришел к тебе с приветом» и «Шепот, робкое дыханье» Афанасия Фета.
29 мая (16 мая по старому стилю) 1910 года Милий Балакирев скончался в Петербурге. Похоронен в Некрополе мастеров искусств.
Во Владимире, Екатеринбурге, Липецке и Нижнем Новгороде есть улицы и переулки, названные в честь композитора. Также имя Милия Балакирева носят музыкальные школы и школы искусств в Москве, Нижнем Новгороде и Гусь-Хрустальном.
В 2017 году площадь композитора Балакирева появится в Москве на пересечении Самаркандского бульвара и Ферганской улицы в районе Выхино-Жулебино Юго-Восточного административного округа.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео