Сто тридцать лет назад свет увидел "Этюд в багровых тонах"
Человечество живет в мире символов - с момента появления письменности этот факт является очевидным. С многоликими олицетворениями современной культуры все обстоит куда сложнее. Вот и ветер перемен по имени Шерлок Холмс в определенной степени является одним из первых вечно молодых, во всем безупречно передовых персонажей, которые соединяют век традиций (девятнадцатый) и век открытий (двадцатый и двадцать первый), когда залогом преуспеяния стало не соблюдение однажды установленного порядка вещей, а решительный отход от него. Шерлок Холмс стал одним из самых известных персонажей, вышедших из-под пера Артура Конана Дойля, затмив, к сожалению, массу других, куда более философских и глубокомысленных произведений автора. Однако великий детектив обошел их всех - завоевав сердца своей резкостью, нетерпеливостью, быстротой суждений, акцентуированными чертами своей многогранной личности. И, попадая в каждое последующее поколение, он без всякого труда завоевывает поклонников, считающих своих пращуров и их идеалы устаревшими, скорость мышления - постыдно медлительной, а умения и кругозор - неприменимыми к реальности. Шерлок Холмс - апологет рационализма, мутировавшего в ныне модную и такую убогую "эффективность", сторонник эмпиризма и прикладных знаний, выродившихся в "раннюю узкую специализацию обучающихся", эстет и явно богемный персонаж, романтический абрис, ушедший в прошлое с нашествием безликого и бездумного "креативного класса" и "хипстеров", штампуемых фабричным путем… что от него осталось бы, живи он в сегодняшнем мире? И тем не менее он всегда идеален. Его образ принимает конкретно-исторические черты, но он всегда обаятелен и недостижим. Даже последняя по времени создания экранизация BBC являет не вполне героя нашего времени, но предощущение его и мечты о нем. Кинематографические воплощения его были различными по качеству, количеству серий, стран, в которых происходили съемки. В последнее время у всех на слуху вышеозначенный "Шерлок" с Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фрименом, несколько меньше - "Шерлок Холмс" с Робертом Дауни-младшим и Джудом Лоу. В наших сердцах навсегда останутся Василий Ливанов и Виталий Соломин, в душах британцев - Джереми Бретт и Дэвид Берк, американцев - Бэзил Рэтбоун и Найджел Брюс. Но каков был Шерлок Холмс до этих знаковых экранизаций? Ответов - поистине великое множество. Первой из дошедших до нас работ стал одноминутный немой фильм "Озадаченный Шерлок Холмс" (Sherlock Holmes baffled) 1900 года выпуска, практически современник великого сыщика, правда, снятый по другую сторону Атлантики Артуром Марвином. В данном случае, однако, Шерлок Холмс отнюдь не на высоте - в его квартиру врывается грабитель, которому удается обвести ошарашенного детектива вокруг пальца. В 1905 году - снова на американской почве - был снят фильм "Приключения Шерлока Холмса" (Adventures of Sherlock Holmes; or, Held for Ransom) который сохранился лишь частично, в виде отдельных кадров. Главную роль в нем сыграл прославленный Морис Кастелло, актер, режиссер и сценарист. Среди создателей произведений о Шерлоке Холмсе отличилась и старейшая скандинавская компания Nordisk film. Датский институт кино располагает сведениями о ряде работ, объединенных единой тематикой, но единственным дошедшим до наших дней фильмом серии стал "Шерлок Холмс в когтях афериста" (Sherlock Holmes i Bondefangerkløer), снятый в 1910 году, где роль Холмса сыграл Отто Лагони. Датчанин Вигго Ларсен, также сыгравший детектива в одном из вышеозначенных датских киноочерков, снялся в немецком сериале "Арсен Люпен против Шерлока Холмса" (Arsène Lupin contra Sherlock Holmes) по мотивам произведений французского писателя Мориса Леблана, познакомившего "английского джентельмена-детектива" с "французским мсье грабителем". В 1916 году вышла британская "Долина страха" (The valley of fear) режиссера Александра Батлера, в которой главные роли воплотили Харри Артур Сэйнсбери, Дэйзи Баррелл и Бут Конуэй. Еще один цикл фильмов был снят в период между 1921 и 1923 годом, в которых своеобразный дуэт исполнили Элли Норвуд и Хьюберт Уиллис. В 1922 году Джон Бэрримор и Роланд Янг выступили в роли Шерлока Холмса и доктора Ватсона в режиссерской работе Альберта Паркера для Goldwyn Pictures Corporation. С 1929 по 1932 год к актерам, вписавших свои имена в пантеон тех, кто изобразил многоликого Шерлока, присоединился Клайв Брук, снявшийся в трех фильмах, а также Рэймонд Мэсси. В Великобритании не менее успешно проявил себя в этой роли Артур Уонтнер. В военное время наступила эра современных Холмсов, вполне вписывающихся не только в канон, но и в сложившуюся традицию, с Рэтбоуном во главе. В 1951-м году BBC впервые запускает мини-сериал по "шерлокиане" с Аланом Уитли и Рэймондом Френсисом, а в 1960-м - с Дугласом Уилмером и Найджелом Стоком. В семидесятых вышла прекрасная британская "Частная жизнь Шерлока Холмса" Билли Уайлдера с Робертом Стивенсом и Колином Блэйкли, а также "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" с Джеффри Уайтхедом и Дональдом Пикерингом. В 1977 году не кто иной, как Джон Клиз изобразил внука Шерлока Холмса в комедийном "Деле о конце цивилизации в том виде, в каком мы ее знаем". Октябрь 1982 года ознаменовался двумя практически синхронными телерелизами: на BBC вышла "Собака Баскервилей" с Томом Бейкером, а на ITV был показан мини-сериал о молодом Шерлоке, где главную роль сыграл Гай Хенри. В 1983-м образ сыщика приобрел черты Иэна Ричардсона. В 1985-м в США появился необычный фильм Барри Левинсона "Молодой Шерлок Холмс". В 1987-м детективом стал Майкл Пеннингтон. В 1988-м году на экраны выходит издевательская комедия "Без единой улики" Тома Эберхардта с Джеффри Джонсом, Беном Кингсли и Майклом Кейном. В девяностых - во времена поиска смыслов и крушения идеалов - этот герой не всегда был внятен, хотя появлялся пусть и эпизодически, но не так уж редко. Зато новый век, однозначно потребовавший героя нового технократического уклада, даровал нам два замечательных произведения - все того же "Шерлока" и "Мистера Холмса" с сэром Иэном МакКелленом. Холмс умер. Да здравствует Холмс!