Амина Жаман: «ГИТИС нуждается в переменах»
Актриса, режиссер, сценарист, композитор Амина Жаман осенью прошлого года познакомила читателей и зрителей «Вечерней Москвы» (в эфире программы «Монитор») с американским актером театра и кино Джеком Димичем. В ее фильме «Человек кино» он сыграл роль лидера Мексиканской революции Панчо Вилья. О прошлых событиях в области культуры и новых задумках Амина рассказала в интервью корреспонденту «ВМ» - Амина, как встречали Новый год? Поздравили ли вас актеры Шон Стоун и Джек Димич, снявшиеся в вашем фильме «Человек кино»? Продолжаете ли с ними дружить, общаться? - Новый Год я встречала в кругу семьи в Подмосковье. Актеры поздравили. Мы не только дружим, но и продолжаем работать вместе, всегда рады успехам друг друга и постоянно на связи. С появлением интернета общаться с друзьями из других стран стало намного проще и быстрее. Мгновенно можно решить и профессиональные вопросы. Но, безусловно, ничто не сравнится с живым общением и работой на площадке. - Джека Димича вы привели в редакцию газеты «Вечерняя Москва», и он рассказал о себе, своей любви к России и роли Панчо Вилья в вашей картине... - Джек очень хотел увидеть Россию, побывать на Красной площади, пообщаться с коллегами и лучшим другом, блестящим актером Петаром Зекавицей, в Москве. Джек прекрасно говорит по-русски и знает историю нашей великой страны. Димич в восторге от Москвы и собирается вернуться в Россию, чтобы увидеть другие города, в частности, Санкт-Петербург и Сочи. - Джек Димич намекнул в эфире «Вечерней Москвы» программе «Монитор», что собирается еще у вас сниматься? Речь идет о новой картине? - Да, мы готовимся к съемкам полнометражной комедии "ЛоВегаС". Джек будет играть акулу шоу-бизнеса - менеджера поп-звезды. - С фильмом «Человек кино» по пьесе Юджина О'Нила вы были в Болгарии. Говорят, что в мире немного устали от нашего кино. А ваш фильм - по пьесе американского драматурга, с американскими актерами и снимали вы его в Нью-Йорке. Возможно, вы специально все делали по-американски, чтобы быть интересной миру? - Интерес бывает только истинным. Невозможно искусственно, технически сделать потрясающий фильм по классике. В каждой работе должна быть душа, любовь, смысл, юмор. Только в таком случае ваша картина тронет сердца зрителей. "Человек кино" победил на кинофестивале "Славянская сказка" в Софии в номинации "Лучший короткометражный фильм". Для нас большая честь быть признанными на таком престижном фестивале. Секрет успеха - в сильном сценарии и не менее сильном воплощении. Это экранизация американской классики, важно соответствовать исходному сюжету и времени действия. Для меня понятие «делать кино по-американски» означает создавать качественный фильм с лучшим менеджментом в сфере кино в мире. Это - профессиональный ориентир. Качество и захватывающий материал - взаимодополняющие компоненты хорошего кино. В техническом, организационном плане я работаю по-американски - четко, быстро, ответственно. Интересны же мои фильмы потому, что они искренние, настоящие, оригинальные, честные, актуальные, а эти понятия универсальны. При подборе актеров руководствуюсь следующими правилами - они должны идеально подходить по типажу, возрасту, темпераменту своим персонажам и обязательно иметь харизму. Наша международная команда сделала добрую и качественную картину. Не согласна с тем, что в мире якобы устали от нашего кино. Наоборот, нашего кино очень не хватает как российскому зрителю, так и международной публике. Если у нас в стране лишь 18 процентов проката отдается российским картинам исключительно известных возрастных режиссеров, а за границей и одного процента нет, о чем это говорит? Лично я видела в мексиканском прокате фильм "Елена" Андрея Звягинцева. Недавно "Экипаж" был продан в немалое количество стран, но речь идет об узком прокате в каждой из них. Нужно приложить много усилий, чтобы когда-то российский фильм появился сразу во всех кинотеатрах мира. Я уверена, что это возможно, но только в сотрудничестве с профессионалами из разных стран. - Амина, вы окончили актерский факультет ГИТИСа и учились на театроведческом ГИТИСа. В настоящее время идут бурные дискуссии вокруг намерения ректора Григорий Заславского объединить продюсерский и театроведческий факультет в один? Как вы к этому относитесь? - Положительно. ГИТИС нуждается в переменах. Приятно, что с новым ректором пришли новые идеи по менеджменту театрального дела. Уверена, под руководством Григория Заславского ГИТИС обретет новое лицо, а программы станут интереснее, практичнее, появится международный обмен студентов, и по этой программе моя alma-mater не будет уступать Школе-Студии МХАТ. - Нет ли у вас желания поставить спектакль в Москве? Если вы дебютировали как режиссер в кино, наверняка, есть задумки о спектакле? - Есть, и не только в Москве. Задумок много. Недавно я написала одноактную пьесу. Помимо собственного материала, есть прекрасные пьесы, которые никогда ранее не были инсценированы. Именно оригинальность и эксклюзивность материала интересны мне. Нет сцены в Москве, на которой я мечтаю поставить свой спектакль. Меня интересуют нестандартные площадки - в этом плане я последовательница выдающегося режиссера Питера Брука. Также я намерена всегда объединять лучших актеров из разных городов и стран - и в кино, и в театре. - Часто вижу вас на премьерах спектаклей в Москве. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о постановках? - Я всегда слежу за театральной жизнью, где бы ни была - в Москве, в Санкт-Петербурге, на Бродвее, в Мехико Сити, в маленьких городах. Если говорить о спектаклях в Москве, то лучшим из всего, что я видела в 2016 году, могу назвать "Все мои сыновья" режиссера Леонида Хейфеца. Я в полном восторге от третьей части "Синей птицы" в Электротеатре - "Блаженство" Бориса Юхананова. Из актерских работ лучшей была гениальная игра Владимира Этуша в спектакле "Потерпевший Гольдинер". Несмотря на большое количество государственных театров и антреприз, сильных спектаклей очень мало. Часто в именитых залах идет черти что. Недавно была в московском театре на премьере. Пришла в ужас от пошлости, неоправданного потока мата, грязи, мерзости и абсолютной бездарности всего актерского состава и отсутствия даже намека на режиссуру. А это - ведущий театр страны. Более того, легендарный. Как можно плевать зрителям в душу? Публика - не дура. Люди все чувствуют и все понимают. Уверена, что скоро грязь будет вытеснена чистотой истинного искусства. Просто печально, что при наличии клада не инсценированной ранее русской классики и сильных современных пьес наших авторов режиссеры и художественные руководители театров не могут выбрать что-то стоящее для постановок, что-то достойное глаз и ушей умных зрителей. На мой взгляд, причина в разврате художественных руководителей и отсутствии вкуса режиссеров. - Кого из гостей в следующий раз приведете к нам в редакцию? - Звезд моего следующего проекта, двух великолепных русских актеров. Остальное пока - творческая тайна.