Фильм "Монстр-траки": ааа, крокодилы-бегемоты, ааа, обезьяны-кашалоты
История мировой синематографии богата образцами тысяч и тысяч страннейших опусов, и у так называемых монстр-мувиз (фильмов о разного рода мордорылых чудовищах) на этих пажитях - особая стать. Проще сказать, субжанр всегда ударно преуспевал по части вычурности и болезненности фантазий авторов. Так что, с одной стороны, давно б пора, наверное, и привыкнуть… ан нет: время от времени все равно немного вздрагиваешь - как новогодний свиной студень в гусятнице. Но давайте не будем голословить и проиллюстрируем сентенцию свежим примером. Учащийся старших классов общеобразовательной школы Трипп (Лукас Тилл, титульный персонаж из ребута "МакГайвера", Хавок из "Людей Икс") - юноша негативно настроенный к жизни, да и в целом малоприятный тип. Что, по замыслу сценаристов, должно оправдываться тем фактом, что папа Триппа - мерзавец и горький забулдыга, с семьей не живет, шабашит. Тогда как мама Триппа сожительствует с местным шерифом. Который Триппу чем-то не мил (без объяснений). Кроме того, Триппа угнетает и то обстоятельство, что у него нет собственного автомобиля, а одноклассники вовсю устраивают покатушки - возят туда-сюда перед его носом анемичных блондинок с выпуклостями. В общем, Трипп чувствует себя со всех сторон ущербным. И планомерно озлобляется на мир еще больше. Грубит шерифу, игнорирует попытки веселого безобидного толстяка с ним поприятельствовать, а на поползновения дел сердечных со стороны "синего чулка" Мередит (Джейн Леви, Роки из "Не дыши") смотрит равнодушно. Одна отрада у Триппа - давить после школы прессом металлолом на автомобильной свалке, где подрабатывает. С лицом, перекошенным почти сладострастными гримасами, кстати. И тут такое дело: в одно из ночных дежурств, при обстоятельствах сумрачных, Трипп все-таки находит друга. И ничуть не удивительно, что себе под стать - натурально сухопутного кашалота с комплектом щупальцев. Осьминоголот этот (или кашалотоног - на выбор) изъясняется желудочным мычанием и чубаккобразными междометиями, имеет игривый нрав и питается нефтепродуктами. "Откуда ты, прелестное дитя? Что делаешь здесь ты в столь поздний час? Родители твои тебя уж ищут. Луна взошла высоко небесами. И тени призрачные страхи нагоняют", - мычит на него в ответ юноша Трипп. На что кашалотоног, сочно испив бадейку отработанного моторного масла, начинает резвиться и буйствовать, повергая ландшафты в хлам. Камера же тем временем переносит нас в оплот местного зла - офис преступной бурильной компании. И мы узнаем, что осьминоголот - амфибия из тех, что населяют подземные озера и тоннели Земли (соответственно, "лохнесское чудовище - не миф"). Они разумны, живут колониями. И одна такая как раз обитает над серьезными залежами нефти, в которые преступная бурильная компании намерена преступно вбуриться. Но если мировая общественность узнает про колонию кашалотоногов, этим планам конец. Поэтому кашалотоноговов необходимо потравить. Для этого некоторые из них были выловлены и подвергнуты опытам. Тогда как веселому другу Триппа удалось сбежать. Стоит ли говорить, что дальнейшие события - это очередной пересказ множества "проэкологических" кинокартин для семейного просмотра, с "Освободите Вилли" во главе? С той разницей, что здешний Вилли принимает к процессе самое активное участие, талантливо загримировавшись под облупленный грузовик и в таком виде везде расхаживая, размахивая шупальцами и устрашающе лазая посредь бела дня по стенкам. Что ваш, извините, спайдермен. Крис Уэдж, режиссер этой вакханалии архаичных моллюсков, в первую очередь известен нам как мультипликатор, поставивший изначальный "Ледниковый период" и теперь насухо выдаивающий франшизу как продюсер. Также он срежиссировал "Роботов" и "Эпик". "Траки" - первый игровой фильм Криса, и понятно, что анимация Уэйджу в разы милее, чем возня с живыми актерами: без особых усилий "выстругав" пару-тройки героев-людей (можно сказать - на манер "самоходной мебели), Уэдж обрушил всю свою любовь (и 125-миллионный бюджет) на вырисовывание симпатичных кашалотоногов. И тут нужно признать: кашалотоноги и в самом деле несказанно милы, забавны и заслуживают огромного уважения, когда начинают клацать челюстями (хоть и не совсем ясно на кой ляд им такие зубищи в семнадцать шеренг, если они едят нефть). Но картину вся эта прелесть, к сожалению, не спасает. Отталкивающие персонажи, навылет ходульный сюжет, маракотовы бездны логических дыр: "Монстр-траки" - это просто образцово-показательная коллекция вусмерть заезженных штампов, дежурных (семь центов за пучок) клише и дорогостоящего дуракаваляния с холодным носом. Да, и не надо пробовать сваливать все на затасканную отговорку - мол, да что вы пристали, это же детский фильм! Потому что на такое у нас есть Корней Чуковский и его нетленное: "Для детей надо писать как для взрослых, только лучше".