«Логотип канала значит уже гораздо меньше»
Об изменениях в эфире «России 1» “Ъ” рассказал программный директор канала, заместитель гендиректора ВГТРК АЛЕКСАНДР НЕЧАЕВ. — Вы обогнали «Первый» только под конец года? — Эта интрига сохранялась до самого финала. Первое полугодие выиграл «Первый канал», и нам понадобились усилия, чтобы выиграть второе полугодие с таким счетом, который бы перекрыл разницу. Мы начали вносить изменения в сетку в июне, по июлю вышли на первое место и больше его не отдавали. Максимально близко каналы подходили друг к другу в 2005 году, когда их разделяла 0,1 процентного пункта, а сейчас разница более 0,3 процентного пункта в нашу пользу. По отдельным эфирным событиям выиграл «Первый канал», лучшим сериалом года стал его «Мажор-2», который собрал огромную аудиторию. У «Первого» было несколько взлетов, у нас все было ровно, успешно и без падений. Этого оказалось достаточно. — Что вы меняли в прайм-тайме будней? — Мы сильно пересмотрели подход к старту и финалу прайма. В старте в 19:00 запущено шоу «60 минут», которое готовит зрителя к выпуску «Вестей» в 20:00. Разговор его ведущих повторяет матрицу телесмотрения для зрителя — это ролевая модель, как можно в семье обсуждать такие темы. «60 минут» стали самым рейтинговым ежедневным дискуссионным шоу на всем ТВ в своем слоте в минувшем году. Оно заметно повлияло на показатели «Вестей» на старте, а после них зритель оставался на сериалы. — Какие были изменения в сетке вечера выходных? — Мы предложили в воскресенье с 18:00 до 20:00 новый формат «Удивительные люди» про россиян с уникальными интеллектуальными способностями, это адаптация международного формата The Brain. Он не стал лучшим шоу за год, но поднял для нас воскресные цифры. «Субботний вечер» по формату мы поменяли по модели новогоднего огонька: концерт-событие с узнаваемыми звездами и юмористическими подводками. Он сумел победить «Ледниковый период», а «Удивительные люди» вытеснили из слота «Точь-в-точь». Юмористическое шоу в пятницу вечером пока уступает «Голосу», но на фоне снижения «Голоса» оно растет. Вообще, этот год стал самым неуспешным для многосезонных проектов: форматы устают, зрителю не хватает новизны и вау-фактора. — Что происходило с кинопоказом? — Общая идеология для отбора сериалов и кино такая: должно быть, во-первых, высокое ощущение событийности, во-вторых, надо соответствовать идеологии канала российского контента. У нас в эфире нет зарубежного кино и сериалов в принципе. И мы привлекаем для создания сериалов кинопрофессионалов. В 2016 году нашим лучшим сериалом стала «София», завершается производство «Оптимистов», которых снимает Алексей Попогребский, готовится к эфиру «Анна Каренина» Карена Шахназарова. Это общемировая тенденция: кинотеатр окончательно становится территорией юных, серьезные режиссеры и взрослая аудитория уходят в сериалы. — В чем вы видите слабые места «России 1»? — Одна из проблем — гомогенизированность, одинаковость контента. «Очередная, еще одна мелодрама» — это уже не работает. Надо привлекать зрителя не логотипом канала, а контентом, правильным образом его продвигать. Сейчас, как говорят американцы, content is king. Логотип канала значит уже гораздо меньше — этот значок просто говорит зрителю, кто осуществлял отбор контента. Любой канал сейчас контент-агрегатор, он сам производит, скорее всего, только новости, практически все остальное — аутсорс. — Какова ваша целевая доля на 2017 год? — Мы рассчитываем сохранить такую же долю — 13,5–13,6% совершеннолетних зрителей. Но как именно будет разделен рынок по итогам 2017 года, не ясно. На «большую тройку» приходится 36% аудитории в 2016 году, десять крупнейших каналов делят две трети рынка. Аудитория конечна, инопланетяне не прилетят, чтобы посмотреть телевизор, да еще и измериться. Очевидно, что ТНТ и другим каналам, ориентированным на молодую аудиторию, предстоит нелегкий выбор: или «стареть» вместе со зрителем и быть вместе с 35–40-летними, а не с 18–25-летними, которых мало, или повышать цены, потому что теперь контакт с молодой аудиторией будет стоить дороже. Молодую аудиторию будет сложнее поймать, она сильнее всего фрагментирована. Интервью взяла Анна Афанасьева