Бен Аффлек: "Закон ночи" - более реалистичный фильм, чем Бэтмен

Фильм "Закон ночи" (Live by Night), который выходит в прокат 12 января, - добротная гангстерская сага. Одна из тех картин, после которых парням хочется поиграть в крестных отцов и "властителей улиц", а девушкам - в их подружек. Звезда Голливуда - красавец Бен Аффлек не просто сыграл в "Законе ночи" главную роль, но стал и режиссером, и автором сценария, и одним из продюсеров. В продюсерской компании также присутствует Леонардо Ди Каприо, у которого есть опыт работы в фильмах про гангстеров, взять хотя бы "Отступников" Мартина Скорсезе, и еще пять человек. А "соавтор сценария" Аффлека - Деннис Лихейн - писатель, по роману которого, собственно, и снят фильм. Как быть единым в четырех лицах - Бен Аффлек рассказал в интервью о новом проекте. "Закон ночи" - ваш второй фильм, сделанный на основе произведений Денниса Лихейна. Что было такого в романе, что вам захотелось перенести его на экран? Бен Аффлек: Я прочитал книгу, и мне понравилась идея сделать фильм, как дань уважения к старым гангстерским лентам Warner Brothers. Я действительно скучаю по такому кино. Это то, что ранее называлось "голливудский блокбастер". В нем был и объем, и масштаб, и темы, которые делали его грандиозным: преступление, убийство, любовь, предательство, наказание, искупление. Я хотел сделать этот фильм, как любовное послание тому кино, которое я действительно люблю. Что было для вас наибольшим вызовом, проблемой, с которыми вы столкнулись, когда делали экранизацию романа? Бен Аффлек: Когда я пытался выяснить, как взять именно столько, сколько нужно, чтобы уложиться в хронометраж фильма и при этом сохранить то хорошее, что есть в книге. Это сложно. То есть нужно совершить некий "взлом", и сделать из объемного романа всего 120 страниц сценария. При этом не хочется "умалять" историю. И там было много таких моментов, когда мне приходилось отбрасывать в сторону великолепные сцены, только потому, что для них просто не было места. К сожалению, в фильм невозможно вместить все. В дополнение к тому, что вы написали, срежиссировали и продюсировали проект, вы также сыграли главного героя Джо Коглина, который вернулся домой с Первой Мировой, когда зритель впервые встречается с ним. Как вы думаете, военный опыт сформировал его, как личность и направил на ту дорогу, которой он следует в фильме? Бен Аффлек: Думаю, что он пошел на Первую Мировую войну, веря, как и многие другие, в то, что им говорили: что они исполняют патриотический долг. Первая Мировая разочаровала миллионы людей, которые даже не могли сказать, за что именно они боролись. В Джо расставание с иллюзиями формируется вокруг того, что он не хочет выполнять волю других. Он не желает прислушиваться ни к какому боссу, и идти навстречу смерти только потому, что кто-то ему приказал. Он намерен следовать только собственному мнению и создавать свои правила. И... становится вне закона. Еще и потому, что принятый в то время сухой закон привел в Америке к тому, что каждый, кто пил алкоголь, по сути, становился нарушителем. Это было время, когда бандиты процветали. В фильме показаны отношения Джо с двумя женщинами - Эммой (ее сыграла Сиенна Миллер) и Грасиеллой (Зои Салдана). Но этот любовный опыт - разный. Можно ли говорить о его серьезном влиянии на жизнь главного героя? Бен Аффлек: Отношения с героиней Сиенны - Эммой - это молодая бесшабашная любовь. Слепая, и он из-за нее совершает необдуманные поступки. Эмоции сметают все на его пути, и он становится иррациональным. Отношения с Грациеллой - это более взрослая, зрелая версия любви. Осознанное признание как качеств, за которые любишь, так и недостатков. Нахождение компромисса и есть на самом деле счастье. Это - версия любви в реальной жизни, и поэтому она затмевает все остальное, заставляя верить при этом и в небесное провидение. Благодаря каким качествам вы пригласили в фильм Сиенну Миллер, Зои Салдана, а также Эль Фаннинг, которая играет Лоретту Фиггис? Бен Аффлек: Сиенна - она как искра, которая разжигает в фильме правильный дух. Она вносит в кино атмосферу таких картин, как "Бонни и Клайд", и это делает сцены с ней поистине волшебными. Человечность Зои настолько очевидна, что зритель сразу же проникается к ней теплыми чувствами, и даже воспринимает ее как некую "трехмерную" персону. Она - профессиональна, она - эксперт во всем, что она делает. Работает упорно, вплоть до каждой точки и запятой в репликах. Играть с ней - только в радость. Эль Фаннинг - вундеркинд, как актриса. Она только формируется как молодая женщина. И с одной стороны может показаться совсем ребенком, но с другой - уже взрослым человеком. Было очень важно зафиксировать эти качества в ее героине - Лоретте. Брендан Глисон играет отца главного героя - заместителя начальника полиции Бостона. Что можете рассказать о работе с ним? Бен Аффлек: Брендан просто великий актер. Он вносит в фильм тонкость и решительность и придает картине моральную целостность. Присутствие его героя - Томаса - ощущается как сила, которую ничем не сдержать. Но в то же время он деликатен и нежен с точки зрения актерского мастерства, и от него зависит множество деталей и сама текстура киноповествования. Что вы можете сказать о таких звездах, как британский актер Роберт Гленистер и ветеран итальянского кинематографа - Ремо Джироне? Они сыграли в "Законе ночи" двух боссов мафиозных кланов - ирландского и итальянского - Альбера Уайта и Мазо Пескаторе. Бен Аффлек: И Роберт, и Ремо оба известны и очень уважаемы в своих странах. Но они сейчас не так знамениты в мире. И я подумал, приглашая их в фильм, что это - то, что нужно. Я бы не хотел, чтобы перед аудиторией были суперзвезды, только потому, что зрителям удобнее и привычнее видеть их хорошо знакомые лица. Люди должны верить, что эти персонажи способны на многое, и я хотел дать зрителям то чего они не видели раньше. Роберт и Ремо при этом еще и превосходные актеры. Насколько легко вам давался переход от режиссера до исполнителя главной роли? Это потребовало от вас немного "эквилибристики"? Бен Аффлек: Это - часть работы, к тому же я к ней привык. Когда ты режиссируешь фильм, то много времени тратишь на исследование каждого характера. И просто не хватает часов в сутках. Так что своего персонажа я приготовил за много месяцев заранее, причем настолько, что он стал моей второй натурой. Я не должен был думать на площадке: "О, как я буду играть!". Мне приходилось заботиться и о других. Да еще и решать производственные задачи. А теперь снимите режиссерскую шляпу на некоторое время и признайтесь честно - вам, как фанату той эпохи, просто нравилось носить костюмы того времени и ездить на старинных авто? Бен Аффлек: Может быть, одной из самых больших радостей этого фильма и было каждый день погружаться в этот мир. Костюмы Джеки Уэста так сказочны и в то же время так конкретны. А дизайн Джесс Гончор (лауреат "Оскара" и премии британской киноакадемии BAFTA, постановщик таких фильмов, как "Железная хватка", "Старикам тут не место", "Дьявол носит Прада" и других - Прим. С.А.) - настолько всеобъемлющий. Я имею в виду, все дополнительные аксессуары, автомобили - особенно. Он работал, чтобы реально перенести вас в другое время и место, и это было особым удовольствием. Вы сделали "Закон ночи" в перерывах между съемками Бэтмена в различных версиях. Можете сравнить этих двух своих героев? Бен Аффлек (смеется): Вселенные обоих так морально сложны... "Закон ночи" - более обоснованный, реалистичный фильм, чем Бэтмен. Но я думаю, что оба персонажа существуют как символы, занимая аналогичное место - каждый в своей реальности.

Бен Аффлек: "Закон ночи" - более реалистичный фильм, чем Бэтмен
© Российская Газета