Войти в почту

"Закон ночи" Бена Аффлека: яркий портрет эпохи и пресная рефлексия

Мы уже видели Бена Аффлека в роли неординарного преступника со строгим моральным кодексом. Причем совсем недавно - в обаятельном, но заметно прихрамывающем комедийном боевике Гэвина О'Коннора "Расплата". Теперь Аффлек решил все взять свои руки - в вышедшем сегодня в российский прокат "Законе ночи" он не только сыграл главного героя, но и выступил в качестве режиссера и сценариста, самостоятельно адаптировав роман Денниса Лихейна, хорошо известного по ряду экранизаций других его книг, в том числе тем же Аффлеком. Только теперь речь не о прагматичном аутисте, а о морально искалеченном на полях Первой мировой сыне полицейского. Классический, с завидной регулярностью эксплуатируемый по обе стороны Атлантики сюжет: не зная, куда еще пристроить научившиеся убивать руки в депрессивном послевоенном обществе, неплохой по своей природе молодой парень Джо Коглин ступает на кривую дорожку и вопреки желанию пускается во все тяжкие. В "Законе ночи" - полный набор болезненных тем, всегда затрагиваемых в гангстерских фильмах и сериалах об Интербеллуме: межрасовая, межэтническая и межрелигиозная напряженность "плавильного котла", контраст между царящей везде кромешной нищетой и ослепительным лоском элит, а также, конечно, сухой закон и бутлегерство. Все это Аффлек показывает современным американцам со вкусом и не без назидания, обыгрывая остроумно и довольно изящно. Способствует этому мастерское воссоздание Америки двадцатых (декорации, костюмы, тысяча симпатичных деталей, прекрасная операторская работа), а также блестящий актерский состав. Второстепенные персонажи - вообще едва ли не главный успех картины, будь это бесконечно располагающий к себе отец Джо - Томас (великолепный Брендан Глисон), циничная оторванная любовница мафиозного босса Эмма (Сиенна Миллер), мудрая кубинская красотка (Зои Салдана), изломанная жестоким миром дюймовочка Лоретта (Эль Фэннинг) или феерический псих из Ку-Клукс-Клана (Мэттью Мехер). Плюс ко всему этому - добротные экшн-сцены (перестрелки, драки, погони) и порой встречающиеся искрометные диалоги. Казалось бы, что еще нужно для полного счастья? Изъян обнаруживается в самом неожиданном - и потому особенно неприятном - месте. Сам Джо, держащий в узде собственную крутость и искрящийся мачизм при помощи строгого, хоть и причудливого императива, оказывается плоским и скучным типом. Что не может не сказываться на сюжете, полностью завязанном на его пресной рефлексии и морали, обидно предсказуемой в своей топорности. В результате и сам Аффлек, несмотря на фирменные ужимки и косплей Аль Пачино из "Лица со шрамом", смотрится на экране несколько бледно, даже по сравнению с той же "Расплатой". А сравнение с картиной О'Коннора закономерно еще и потому, что страдает новый фильм Бена Аффлека общим с ней недугом: попытка нанизать рассыпанные по ленте яркие эпизоды на корявый и дряхлый стержень нравоучительной притчи о неизбежности возмездия в итоге бесповоротно портит произведенное ими впечатление. Но наличие таких моментов в "Законе ночи" бесспорно и определенно делает его достойным просмотра.

"Закон ночи" Бена Аффлека: яркий портрет эпохи и пресная рефлексия
© Российская Газета