В российский прокат выходит «Не стучи дважды» ― британский фильм ужасов о том, как ведьма из детской страшилки помирила мать и дочь. Хлоя (Люси Бойнтон) уже давно живет в приюте. Среди ее друзей популярна страшилка про местную странную старушку, которая якобы ворует детей. Чтобы пощекотать нервы, ребята приходят к ее дому на отшибе и стучат в дверь. По легенде, ничего не случится, если ударить только раз, но если дважды ― кара неминуема: где бы ты ни был, ведьма обязательно придет за тобой. Хлоя уже давно не верит в эти россказни. Но после рокового стука ее друзья и правда начинают пропадать. В приюте уже небезопасно, и девушка бежит в город, к матери (Кэти Сакхофф), которая бросила ее девять лет назад. Этот британский хоррор тщательно скрывает свою национальную идентичность, пытаясь не слишком отличаться от поточной американской продукции. Местный колорит обеспечивают виды Кардиффа, столицы Уэльса, и локальная городская легенда. В остальном перед нами традиционная история, где полфильма шорохи и тени предвещают появление монстра, а неожиданный, но не всегда логичный финал переворачивает всё с ног на голову. В то же время, в отличие от большинства картин такого рода, действие здесь довольно бодро несется вперед, изредка притормаживая ради пары-тройки действительно жутких аттракционов. Режиссер Карадог В. Джеймс («Машина») явно в курсе того, что происходит в современном хорроре ― в фильме есть сцены à la «Убрать из друзей» и «Заклятие» Джеймса Вана. Отчасти эффект дежавю вызывает и сам образ ведьмы, которую играет известный актер Хавьер Ботет, уже сделавший впечатляющую карьеру в этом жанре. Киношники активно используют его уникальное анатомическое строение ― по причине врожденной болезни у Ботета необычайно тонкие удлиненные руки и ноги. При всем внимании к текущим тенденциям «Не стучи дважды» по духу и в конкретных деталях ближе к фильмам 1970–1980-х годов. Чего стоят «ретроградные» сцены с «зумом» вместо уже традиционного наезда камерой ― такой прием сейчас даже в дешевых сериалах не встретишь, но здесь он прекрасно работает, выуживая из памяти детские впечатления от просмотра лент типа «Сияния». Любой хороший фильм ужасов ― все-таки не про нечисть, а про людей. И здесь взаимоотношения матери и дочери играют едва ли не большее значение, чем кошмарные видения длиннорукой старушки. Не секрет, что сегодня мелодрама, как и прочие «чистые» жанры, практически не появляется на большом экране без связки, например, с хоррором или супергеройским комиксом. «Не стучи дважды» ― далеко не самый плохой вариант. Конечно, фильму далеко до «Матери» или «Бабадука», но по крайней мере артистам здесь есть где развернуться. Особенно хороша Кэти Сакхофф («Звездный крейсер «Галактика»), популярная среди фанатов sci-fi актриса, которой вообще нечасто выпадают главные роли. Встретившись лицом к лицу с инфернальным злом, герои фильма решают вполне земные проблемы. Не самая ответственная мать получает шанс искупить старые грехи, дочь ― почувствовать себя любимой и кому-то нужной. Наследуя фольклору, хорроры несут в себе вполне четкие моральные императивы, и «Не стучи дважды» — не исключение. Фильм на конкретном примере учит: родные узы надо чтить, старые ошибки исправлять, а баловаться ― в меру: если и стучать в дом соседа, то не больше одного раза.