Войти в почту

Бондарчук смог сниматься только в наручниках

Владимир Наумов прожил длинную жизнь в искусстве. Достаточно сказать, что в его первую картину «Тарас Шевченко» поправки вносил Сталин. Сняв вместе с Александром Аловым культовые советские картины «Мир входящему», «Скверный анекдот», «Бег», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43», после ухода из жизни друга и соавтора Владимир Наумович не опустил руки и остался в кинематографе. Он всегда был в эпицентре советского и российского кино и успел поработать со всеми выдающимися его мастерами. Вот как вспоминает Наумов об одной из своих студенческих работ: «Первым ассистентом в моей жизни был Параджанов, а первым актером — Бондарчук, он снялся в моей курсовой работе «Юлиус Фучик. Репортаж с петлей на шее». Помню, надо было снять сцену накануне казни Фучика. Мы решили сделать это в коридоре ВГИКа, ближе к ночи, когда институт опустеет. Ребята разбрелись, ища нужное место. Сережа Параджанов нашел пустой угол с торчащей проржавевшей батареей. Начали снимать, но мы с Бондарчуком почувствовали, что чего-то не хватает. Бондарчук повернулся и сделал несколько шагов по коридору. «Ты куда?» — спросил я. «Видишь, я могу свободно уйти. Сделай что-нибудь. Мне нужно почувствовать замкнутое пространство». Мы посовещались с Параджановым, он ушел и через 15 минут вернулся с наручниками: «Сейчас тебе будет замкнутое пространство». Параджанов был кудесник и всякие чудеса вытворял постоянно. Приковали Бондарчука за руку к батарее. «Ну вот, другое дело. Теперь я чувствую, как сузилось пространство, и чувствую запах тюрьмы», — сказал Сережа. К полуночи мы эпизод отсняли. «Параджанов, — зову, — давай ключи!» — «Какие?» — «От наручников». Он стал шарить по карманам. Оказалось, что никаких ключей и в помине нет. Тут Бондарчук кинулся на него, но не смог достать, потому что тот сделал шаг назад, как Дубровский от медведя, сидевшего на цепи. «Сереж, — успокаиваю Бондарчука, — я посижу тут с тобой до утра, а потом что-нибудь придумаем. Остальные свободны». Но расходиться никто не собирался, не могли бросить Бондарчука. Возникла идея оторвать батарею от стены: она была ржавая и вся прогнила, так что это представлялось возможным. А Бондарчук же здоровый был, как бык, он поднатужился и вырвал батарею прямо с куском стены. Но руку освободить не удалось — пришлось просто тащить эту тяжесть с собой. И вот Сережа идет по улице, тащит за собой батарею с куском отломившейся стены, так что по следу нас найти было очень легко. Параджанову дали задание найти ключи от наручников. Когда он скрылся, я засомневался: «Боюсь, Параджанов сегодня не появится». А Бондарчук говорит: «Появится-появится, иначе мы его завтра убьем». И Параджанов действительно вернулся, да не один, а привел какого-то старика, и тот, вооружившись напильником, освободил Сережу».

Кинорежиссер Владимир Наумов: Бондарчук смог сниматься только в наручниках
© kino-teatr.ru