Скандальное "Рождение нации": что не так с претендентом на "Оскар"
Летом этот фильм считался одним из главных претендентов на "Оскар", а теперь критики пишут не о нем, а о скандалах вокруг него. В российский прокат вышла американская драма "Рождение нации". 1830-е, американский Юг, черные рабы и белые господа, одних продают на рынке как скот, другие живут в красивых домах и носят изящные одежды. Нат Тернер, чернокожий мужчина с шикарными усами, ведет неплохую для раба жизнь. Он сопровождает своего хозяина в поездках, дает ему советы по хозяйству, а еще он священник. Нат проповедует настоящую религию рабов: служи верой и правдой своему господину — и все будет хорошо. Если где-то чернокожие невольники затеяли смуту, то Нат отправляется туда, читает проповедь и рабы успокаиваются. Хозяин получает за это деньги и отсыпает пару монет Нату. У Ната все хорошо. Идиллия рушится, когда банда охотников за беглыми рабами нападает на жену Ната, избивает и насилует ее. Нат по-прежнему рассуждает о Боге и смирении, продолжает заниматься своим делом. Он все еще на хорошем счету у хозяев. Пока в один прекрасный момент не допускает роковую ошибку: крестит белого. Бог ведь для всех один. Оказывается, что не для всех и не один. Хозяин приказывает его избить. Нат перерождается, и перерождается его вера. Теперь это не религия рабов, а вера свободы. И не мир он будет нести, а меч. У него большие планы: освобождать рабов, убивать господ, свободный Север должен им помочь. Чернокожие поднимают восстание, и первым делом Нат убивает своего хозяина. И вот уже рабы и хозяева поменялись местами, опьяненный кровью отряд рабов ищет по кустам сбежавшего белого ребенка. Против восставших бросают регулярную армию с артиллерией. Восстание Ната Тернера в 1831 году — довольно известный эпизод в истории США, ведь это было первое восстание рабов. Ему, например, посвящен роман "Признания Ната Тернера" Уильяма Стайрона, который в 1967 году получил Пулитцеровскую премию. Но даже если вы не очень интересуетесь американскими старостями, то легко догадаться, чем это восстание закончилось. Подсказка номер раз — рабство на Юге отменили лишь после Гражданской войны в 1865 году. Подсказка номер два — на одном из постеров Нат Тернер изображен в петле. Необычных сюжетных поворотов ждать не приходится. Тут самое интересное происходит не в картине, а вокруг нее. Во-первых, один фильм с таким названием уже существует. Картина 1915 года "Рождение нации" Дэвида Гриффита рассказывает об идиллии американского Юга до Гражданской войны и о том, как стала ужасна там жизнь после нее. Прекрасный белый мир был разрушен, черные принялись грабить и насиловать, и только создание ку-клус-клана смогло спасти несчастных южных красавиц. В 1915 году Америка была не такой, как сейчас, на Юге действовали сегрегационные законы, но даже для того времени фильм был слишком расистским. Но то, старое, "Рождение нации" было для своего времени фильмом революционным. Масштабные сцены сражений, подвижные камеры, которые следуют за кавалеристами, некоторые эпизоды кажутся современными даже сто лет спустя. И удивительным образом фильм, пропагандировавший расизм, впервые показывал человеческую жизнь такой, как она есть, без художественных прикрас. Это было рождение кинореализма. В 2017 году фильм о восстании черных против белых порядков называется так же, как и фильм о восстании белых против черных. Трудно не понять намек. В старом фильме вешают чернокожего насильника (его, кстати, играл белый актер в черном гриме), а в новом фильме вешают чернокожего, чью жену изнасиловали белые. Новое "Рождение нации" не содержит революционных приемов, но держит зрителя в напряжении. Год назад фильм получил призы на главном Фестивале независимого кино в Санденсе и считался одним из главных претендентов на "Оскар". Режиссер, сценарист, исполнитель главной роли и просто симпатяга Нейт Паркер рассказывал, как давно хотел снять этот фильм, но все не получалось, а тут он наконец смог. Идиллия разрушилась осенью — как раз перед выходом фильма в американский прокат всплыла отвратительная история о том, что в 1999 году Паркера, тогда еще студента, обвиняли в изнасиловании. И вроде бы ничего не доказали, но в 2012 году девушка покончила с собой. Премиальная судьба картины оказалась под вопросом, а количество странных параллелей начало зашкаливать. Никто не хочет ассоциироваться с палачом. Все хотят ассоциироваться исключительно с жертвами.