На плечах героини. Режиссер из Адыгеи о загадке черкешенок и Годе кино
Сценарист из Адыгеи Аскарбий Нагаплев рассказал в интервью ADIGEA.AIF.RU об успехе фильма «Черкешенка» и о том, какую роль в истории имеет женщина. «Мы забываем простые истины: женщина дарит человечеству бесконечность, уют и ощущение гармонии мира. Она не выживать должна, а радоваться жизни и чувствовать нашу защиту, любовь и почитание», - считает руководитель представительства Союза кинематографистов РФ в Адыгее. На плечах героини Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: Год кино завершился для Адыгеи знаково: ваш документальный фильм «Черкешенка» взял спецприз на Сочинском кинофестивале. Где в этом году состоится показ? Аскарбий Нагаплев: «Черкешенку» посмотрели жители практически всех регионов страны. Но я хотел бы в этом году провести презентацию фильма в Санкт-Петербурге, с участием Михаила Шемякина, Юрия Темирканова и Александра Сокурова, которые приняли участие съёмках. Кроме того, президент Сочинского международного кинофестиваля Любовь Балагова предупредила, что документальный фильм «Черкешенка» будет показан в сентябре в Лондоне, на Неделе российского кино. Надеюсь, мой фильм сыграет на положительный имидж страны. - Почему героинями вашего фильма стали женщины? - Потому что без образа черкешенки невозможно полностью воссоздать историю адыгского народа. Женщина играла важную роль в его духовном становлении. Ореол загадочности и прелести черкешенки, особое почитание женщины у адыгов отмечали все, кто посещал Кавказ, - путешественники и поэты, военные и штатские. Я давно вынашивал идею создать фильм о черкешенках, которые стали известны во всём мире. В процессе написания сценария картины, вместе с моими соавторами - Данаф Чатао, Фатимой Теучеж, Мадиной Хакуашевой и Юрием Шитовым мы перевернули массу архивных материалов. Оказалось, что адыгских женщин, которые вносили свой вклад в мировую историю, не так мало. И перед каждой судьбой хочется снять шляпу, будь то великая балерина и скульптор Людмила Черина или французская писательница Шарлотта Аиссе, женщины аула Бесленей, прятавшие в период оккупации еврейских детей блокадного Ленинграда от фашистов, или кавалер ордена Почётного легиона Эльмесхан Хагундокова. Черкешенка была одной из главных героинь нартского эпоса, черкешенка была создателем знаменитой национальной кухни адыгов, черкешенка научила мир бороться с оспой, черкешенка передавала из рода в род секреты золототкачества. В сердце Европы - Легко ли было снимать этот фильм? - Конечно, нет. Но столько людей было задействовано в съёмках, столько материала было переработано, что отступать было поздно. К тому же, когда снимаешь фильм о великих женщинах, многому учишься на примере их судеб. Я учился не отчаиваться, не опускать руки. Этот фильм я посвятил памяти моей матери. Так что снять его - это был сыновний долг. Мы снимали фильм в нескольких местах. Башню, названную в честь героини нартского эпоса Адыиф, - в ауле Хабез в Карачаево-Черкесии, историю женщин, которые, рискуя жизнью, спасли еврейских детей от фашистов, - в ауле Бесленей. В Кабардино-Балкарии снимали финальный танец «Кабардинка». В районе Мэздаха в Адыгее - сказание о Сатаней, в Тронном зале Ивана Грозного в Кремле - историю царицы Марии Темрюковны, в Санкт-Петербурге - Институт благородных девиц и интервью с Михаилом Шемякиным, Александром Сокуровым и Юрием Темиркановым. Четыре дня в Париже снимали историю Аиссе, Гали Баженовой (Эльмесхан Хагундоковой) и Людмилы Чериной. В Страсбурге снимали памятник «Сердце Европы», стоящий перед зданием Европарламента и выполненный черкешенкой Людмилой Чериной. История амазонок - Вы сняли фильм о женщинах в истории. А что с течением времени приобрела и потеряла современная женщина? - Я согласен с Александром Сокуровым, который сказал: «В черкесском обществе кто-то что-то не доделывает, не додумывает. Потому что женщина - это явление, это ангел. Обеспечить будущее такому явлению может только мужчина. Он должен защищать пространство, в котором этот ангел живёт». Недаром адыгэ хабзэ называют рыцарским кодексом чести адыгов. Черкесу на роду написано быть рыцарем, воином, готовым защитить женщину. А что мы видим сейчас? Женщина вынуждена полагаться только на себя, доверие к защитнику пропало. Мне грустно, что сегодня женщин называют «современные амазонки». Потому что только женщина несёт мужчине гармонию мира. Ей на роду противопоказано одиночество. И всё же, часто встречаясь с молодёжью, я вижу, как начинает возрождаться адыгэ хабзэ. Молодым ребятам интересны традиции и кодекс чести. В принципе, все мои фильмы сняты в первую очередь для них. Это примеры из истории адыгов, которым молодые учатся соответствовать.