Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая – о фильме "Рай"
Юлия Высоцкая рассказала в интервью Sobesednik.ru о том, как скинула 10 кг и побрилась наголо для фильма «Рай». 79-летний Андрей Кончаловский ради нового фильма «Рай» заставил свою и без того худенькую жену, 43-летнюю Юлию Высоцкую, совсем отощать. А еще – по несколько часов три дня подряд исповедоваться – чтобы войти в роль. Кончаловский назвал это необходимой пыткой. «Я – самодостаточный эгоист» Действие происходит во время Второй мировой войны – в концлагере и где-то на «том» свете, так как половину экранного времени три главных героя – француз, немец и героиня Высоцкой – рассказывают свои истории на крупном плане в исподнем белье. – В концлагере нужно быть худым, соответствовать идее, истории. Волосы, конечно, жалко, но они, к счастью, отрастают, – рассказала Юлия Высоцкая после показа фильма. – Фильм снимался около трех месяцев, и все это время я почти не спала по ночам, уровень возбуждения был слишком высок. Мне повезло, что режиссер все время был рядом, я могла его ночью растолкать и сказать, что мне пришла в голову интересная мысль. – Юлия, что нового вы открыли в себе в «Рае»? – Мне дорого то, что в фильме нет физиологических подробностей, когда хочешь отвернуться и не смотреть на экран. Режиссер добивался от актеров, чтобы они не играли... Моя героиня проживает четыре жизни... Ольга попадает в трагический разворот истории, пытается выжить в нем, незаметно для себя открывая новый смысл жизни. В отличие от своей супруги, готовой жертвовать всем ради роли, Кончаловский признался, что его интересуют только его собственные фильмы. – Кино вообще не смотрю, не потому, что мне лень, а потому, что я самодостаточный эгоист, смотрю фильм только тогда, когда мне со всех сторон в течение двух лет говорят, что это очень хорошее кино. Но я понимаю, что для нормального зрителя мой фильм «Рай» вряд ли съедобен. Русский фильм на трех языках с субтитрами, да еще черно-белый, да еще с длинными монологами трех героев – совершенно непрокатная вещь, – признается Андрей Кончаловский. «Пришлось поколотить Сухорукова» – Андрей Сергеевич, а вы верите, что фильм может изменить зрителя? – По идее мы давно должны с вами жить в раю, столько великих произведений создано на планете! Увы... – Как вам работалось с немецкими актерами? – Непросто, потому что у нас совершенно не совпадают ментальности. Мы их понимаем, они нас – нет. Наши люди – эмоционально вовлеченные, не думают, когда начало, когда конец съемки. Немцам было странно, что мы могли задержаться на площадке на два часа. Также им было не по душе, когда мы снимали вместо 12 – за шесть часов, уезжали, а они еще сидели и дорабатывали свою зарплату, хотя делать было абсолютно нечего. – Не опасаетесь, что после показа этого фильма в Германии вы станете там персоной нон грата? – Ну сначала не пустят, потом пустят снова. Вы знаете, состояние немецкой нации я оцениваю как катастрофическое. Даже молодым прочно вбили в голову чувство вины, неполноценности, страх быть политически некорректным, они пугаются собственной тени... Надеюсь, что в немецкой культуре заново возникнет великий дух, который не обязательно приведет к нацизму. Ведь были же Гегель, Ницше, Шопенгауэр... – А почему Гиммлера сыграл Виктор Сухоруков, а не кто-то из немцев? – Я пробовал многих немецких артистов на роль Генриха Гиммлера, но в итоге Виктор оказался самым убедительным. Правда, пришлось его основательно поколотить, но он терпел и не сопротивлялся. Занятно, что немецкие артисты из восточной – советской – части Германии хотели играть нацистов, а из западной – категорически отказывались. Они смотрели на меня с ужасом, опускали глаза, краснели и избегали разговоров на тему нацизма, хотя их вины нет в том, что их деды попали в эту страшную историю... – Гиммлер рассказывает о мечтах Гитлера стать свободным художником, путешествовать по миру... На чем это основано? – Есть книга «Застольные беседы Гитлера» – истории, записанные его камердинером, которые он фиксировал каждый день. Да, Гитлер любил искусство, говорил, что война не для него, нужно ее поскорее закончить и начать путешествовать... – У вас осталось желание снимать о войне? – Вы думаете, я решил снять кино обо всех ужасах на земле?! Сейчас много мест, где происходят катастрофы: Сирия, Ливия, Судан... Зло рядится в одежды добра и разрушает жизни. Думаю, следующая война грядет из-за питьевой воды. Вот эта тема меня интересует. – Вы верите в рай и загробную жизнь? – Не могу прямо ответить – иногда верю, иногда нет. Мне близко высказывание Сергея Капицы, который называл себя православным буддистом. Рай начинается еще при жизни, если жить с гармонией внутри... А что там дальше, мы не знаем, и слава Богу, что не знаем. Про что кино Ольга – русская аристократка, спасающая еврейских детей в Париже. Жюль – француз, поддерживающий нацистов, но гонящий от себя мысли о том, в чем он принимает участие. Хельмут – молодой амбициозный офицер СС с искренней верой в идеалы рейха. Героев сводит судьба, и каждому предстоит понять, что война уравнивает всех. Фильм получил «Серебряного льва» 73-го Венецианского кинофестиваля и вошел в шорт-лист номинантов на премию «Оскар».