В российский прокат выходит «Балерина» Эрика Саммера и Эрика Уорина — анимационная лента про тернистый путь к славе. Париж, 1980-е годы XIX века. На Марсовом поле возводится знаменитая Эйфелева башня, которая спустя несколько десятилетий станет символом столицы Франции, а в мастерской скульптора Бартольди и его помощника Эйфеля за ширмой прячется статуя Свободы — будущий символ другого мегаполиса. Создание этих гигантов становится фоном для истории двух подростков, сбежавших из провинциального пансиона, чтобы покорить «город любви, фонарей, голубей и возможностей». Рыжеволосая проказница по имени Фелис («счастье» по-итальянски) мечтает стать великой танцовщицей: вместо игры в куклы она на цыпочках разгуливает по крышам и отстукивает чечетку на столе под зажигательную бретонскую музыку. Всё, что у нее есть, это музыкальная шкатулка с балериной и открытка с изображением Опера Гарнье, а также изобретательный друг Виктор. У него тоже есть цель — сконструировать летательный аппарат. По волшебству сценариста мультфильма мечты обоих сбудутся быстрее, чем Гюстав Эйфель достроит свою башню, а статуя Свободы увенчает Манхэттен. Конечно, без препятствий на пути юных везунчиков всё же не обойдется, но дружба и взаимная поддержка помогут героям преодолеть все напасти. Аниматоры под руководством Теодора Ти, работавшего над мультфильмами «Мадагаскар» и «Кунг-фу Панда», создали исторический образ Парижа конца XIX века с еще не разрушенным мавританским дворцом Трокадеро (теперь на его месте стоит дворец Шайо), светящейся огнями Опера Гарнье, кабаре и мощеными улочками. Герои то и дело поднимаются на вершину, будь то недостроенная Эйфелева башня или крыши зданий, позволяя зрителю оценить вид на город с высоты птичьего полета. Но прежде чем оказаться на желаемом уровне, им предстоит набить немало шишек. Хорошо, когда рядом пролетает друг на дельтаплане. Даже в мультике сценаристы не пытаются приукрасить реальность: любое достижение — это путь борьбы с собой. Чтобы добиться успеха, Фелис нужно прыгнуть выше головы: заняться ежедневными тренировками, отказаться от развлечений, встреч с друзьями и ночных прогулок. Продюсеры и режиссеры мультфильма прошли не менее тяжелый путь: шесть лет они трудились над «Балериной», которая стала первым анимационным фильмом в их карьере. Танцы для мультфильма ставили худрук балетной труппы парижской оперы Орели Дюпон и премьер Опера Гарнье Жереми Белингар. Они-то знают, что тренировки и совершенная техника — не залог успеха в балете. Не менее важно чувствовать музыку и танцевать «душой», по зову сердца. За музыкальную часть отвечал ученик Ханса Циммера Клаус Бадельт. Поп-хиты, под которые две соперницы сходятся в батле на лучшее гран жете, он сталкивает с отрывками из «Лебединого озера» и «Щелкунчика». Русская тема в мультфильме не ограничивается Чайковским. На сердце Фелис посягает юный танцовщик из далекой России. Этот забавный персонаж и его противостояние с Виктором неизменно вызывают хохот в зале. У французов можно поучиться и самоиронии — колоритный юмор выдает происхождение мультфильма, который из-за высококлассной графики легко можно принять за голливудский. При всех трудностях балета, показанных в мультфильме, его создателям вряд ли удастся отговорить маленьких мечтательниц примерить пуанты: число абитуриентов хореографических школ после премьеры только умножится. Но авторы не забыли дать напутствие и родителям: помогайте вашим детям на пути к их мечте, а не давите на них. Творческой личности необходима свобода.