Александр Яковлев на съемках "Вия" выполнял все трюки сам
Сегодня 40 дней, как ушел из жизни Александр Яковлев. Sobesednik.ru вспоминает актера и его роли. Актер скончался в Москве 19 декабря, не дожив до 71-летия всего лишь месяц. Звезда фильмов «Вий», «Легенда №17», «Визит к Минотавру», «Свой среди чужих, чужой среди своих» много лет боролся с раком крови... Жена, дочери и знаменитые режиссеры вспоминают о том, каким был за кадром любимый миллионами артист. Многие телезрители помнят Александра по роли штабс-капитана в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», всего же за творческую жизнь он сыграл около 120 ролей. Молодежь может узнать его по последним кассовым фильмам – «Легенда №17» и новой экранизации повести Гоголя «Вий». Яковлев не только снимался в российских фильмах, но и имел успех в международном кинематографе. – Однажды нам позвонили из группы известного французского режиссера Патриса Леконта и предложили Александру роль в фильме «Один шанс на двоих», – вспоминает вдова артиста Любовь Сергеевна. – Сначала муж подумал, что это все розыгрыш. Но Сашу пригласили во Францию, там он был одобрен не только съемочной группой, но и главными героями фильма – Аленом Делоном и Жан-Полем Бельмондо. Он выучил текст на французском языке и поразил режиссера тем, что играл все дубли с первого раза. После возвращения Саши в Москву съемочная группа прислала ему подарок – вырезанное из дерева большое сердце – и призналась в том, что от него они получили колоссальный профессиональный опыт. Яковлеву чаще всего доставались роли отрицательных персонажей. У него был тип голливудского актера, его внешность абсолютно нетипична для русских мужчин. Лицо выразительное, мужественное, наверное, в один ряд с ним можно поставить только Роберта Де Ниро. Все роли, которые он играл, и даже те, где выглядел устрашающе, не вызывали у людей негативных эмоций благодаря фантастически сильной харизме. Александр Яковлев много лет работал на студии «ТриТэ» у Никиты Михалкова, и жена актера рассказывает, что именно Михалков дал Александру правильное направление в профессии еще на съемках «Свой среди чужих, чужой среди своих». Много лет они продолжали работать вместе. Александр Анатольевич следил за своей физической формой – он всю жизнь занимался плаванием, фитнесом, бегал и любил повторять: «Надо сохранять товарный вид». Он очень серьезно относился к актерской профессии и своей внешности. О том, что у Александра Яковлева был очень сильный характер и огромное желание жить полной жизнью, рассказывают многочисленные друзья актера и его семья. Его вдова вспомнила, как тяжело давались ему съемки в культовом фильме «Вий», где он сыграл казака Оверко. Картина вышла на экраны в 2014 году. – Когда нужно было доснять несколько сцен «Вия», Саша был уже сильно болен. Симптомы болезни постоянно давали о себе знать, но он понимал, что не может подвести режиссера и команду. На съемочную площадку он приходил с температурой 39, но переносил все мужественно, с внутренним спокойствием и достоинством. Он никогда не просил к себе особого отношения и проводил перед камерой столько времени, сколько было нужно. За 38 лет брака в семье никогда не возникало никаких размолвок, несмотря на разность характеров. Александр был для своей жены надежным мужчиной. За все годы, прожитые вместе, он не подарил ей цветы на день рождения только лишь один раз – в этом году, за 7 дней до своей смерти... У Александра Яковлева две взрослые дочери, которые тоже выбрали творческие профессии. Старшая, Анна, работает в сфере искусства, занимается сценографией и рисует картины, а младшая, Мария, – фотограф. В интервью Мария рассказала, что отец для нее всегда был непоколебимым авторитетом. Он был нежен с женой, привозил из всех командировок подарки, жил для своей семьи, но так же сильно он любил и свою работу. – Как-то раз папа взял нас с мамой в Суздаль на съемки исторического фильма «Князь Серебряный». Он вышел из гримерки с очень серьезным лицом, и я спросила его, почему он такой суровый, а он ответил: «Я не суровый, я в роли». Для него это не было развлечением, он все делал по максимуму, – рассказала Мария. – Отец до последнего дня оставался собой. Он старался не менять привычный образ жизни и держать ее под контролем, даже болезнь этого не нарушила. Анна же видит в образе отца эталон настоящего мужчины, который никогда не гонялся за ложной славой, не стремился попасть в звездную тусовку. – Главный совет, который папа дал мне в жизни: «Будь сильной». Он с достоинством принял все составляющие и своей карьеры, и своей болезни. Он любил одинаково все роли и в исторических лентах, и в простых сериалах. Он не брался за роли в низкопробных фильмах и относился с большой ответственностью даже к эпизодам, – сказала Анна. Яковлев знал о своем диагнозе более 10 лет, но долгое время не посвящал в это своих близких. Александр был человеком большого достоинства, и для него было неприемлемо просить у кого-то помощи, потому даже свое лечение он оплачивал сам. – Он сказал нам: «Считайте, что я купил «Феррари» и разбил». Лечение было очень дорогое, но мы все приняли и пережили достойно, – продолжает Анна. – Папин характер был его плюсом и минусом одновременно, он даже не любил, когда его на улице узнавали, а уж чтобы вынести свои проблемы из семьи и просить помощи – не могу такое даже представить. С болезнью семье помогали справляться добрые друзья, знакомые, российские и зарубежные врачи – высочайшие профессионалы. Несмотря на все трудности, артист продолжал работать и получал творческие предложения до самого конца. Так же об Александре Яковлеве высказались и режиссеры, которым выпал шанс поработать со знаменитым актером уходящей эпохи. Николай Лебедев, режиссер фильма «Легенда №17»: – Это очень тяжелое известие. Притом что я знал о болезни Александра, я знал и то, что он с невероятной мужественностью сражается с болезнью. Когда мы снимали картину «Легенда №17», он уже боролся с этим страшным недугом – и не первый год, как я понимаю. Он лечился параллельно со съемочным процессом, и я бы ничего не узнал о болезни, если бы не возникшая однажды необходимость поменять график съемок. Вернее сказать, расписание всего лишь одного съемочного дня. Мы поправили график его появления на съемочной площадке, чтобы он мог не прерывать лечение, так как химиотерапия требовала посекундной точности в приеме процедур. Он незаметно уехал с площадки и через час вернулся, как и обещал. Никогда бы никто не узнал об этом, он все переносил без жалоб и сетований на судьбу; он был очень жизнелюбивым и мужественным человеком. Он наделял персонажей внутренней стойкостью и силой, которые были свойственны ему самому. Хотя Александр не был похож внешне на тренера Всеволода Боброва, но он воссоздал внутренний масштаб своего героя, сделал очень человечески цельный персонаж. Поэтому его Боброва приняли и полюбили зрители. Олег Степченко, режиссер фильма «Вий», друг актера: – Мы дружили с Сашей больше 20 лет. У него была редкая внешность и характерность. Он бесподобный актер и человек, обладатель потрясающей силы воли, потому что он снимался у меня, будучи уже глубоко больным. У него был рак крови, я знал об этом, но пригласил его в свой фильм. Мне нужна была именно его выразительность, и я точно знал, что роль казака Оверко будет его. Когда Яковлев приезжал на площадку, он весил килограммов 50, тогда мы его вызывали специально пораньше, чтобы он откармливался. Мы водили его в рестораны, чтобы он поправлялся. Он не рассказывал о болезни никому, а на съемках даже делал сам все трюки. Я спросил его, зачем тебе делать трюки, ты уже в солидном возрасте, а он сказал, что будет все выполнять сам, так как хочет наслаждаться жизнью и делать все до конца. Его борьба за жизнь просто восхищает. Он был великолепным человеком, с ним всегда было комфортно, он честный и с хорошим чувством юмора.