Во вторник, 31 января, исполняется 80 лет американскому композитору Филипу Глассу — минималисту, классицисту, создателю «музыки с повторяющейся структурой». Помимо симфоний, опер и концертов, Гласс написал музыку к десяткам кинофильмов, включая ленты Андрея Звягинцева и Вуди Аллена, и даже к компьютерной игре GTA IV. Наиболее интересные видеокадры с мелодиями композитора — в подборке «Ленты.ру». «Койяанискаци» — первая часть документальной трилогии режиссера Годфри Реджио и первая кинокартина, к которой написал музыку Филип Гласс. Фильм, снятый в 1983 году, в чем-то предвосхитил британский сериал «Черное зеркало»: здесь тоже о технологиях и человеке, вынужденном с ними взаимодействовать. В «Койяанискаци» (название с языка индейцев хопи можно примерно перевести как «беспорядочная жизнь», «суета», «разрушение жизни») напрочь отсутствует речь, как актерская, так и закадровая, и звуковой элемент картины выражен исключительно музыкой Гласса, которая играет такую же роль, как видеоряд. Еще одна особенность ленты в том, что большая часть сцен снята в замедленной съемке, а после ускорена. Параллельно такому своеобразному темпу изображения следует и специфический ритм саундтрека. Опера «Эхнатон» Филипа Гласса соседствует в фильме Андрея Звягинцева с композициями «Владимирский централ» Михаила Круга и «О боже, какой мужчина!» певицы Натали, но каким-то необъяснимым образом именно американцу Глассу удается лучше всего передать атмосферу обреченности, холода и непобедимость стихии. Возможно потому, что история Эхнатона взята из «Книги мертвых», а может, из-за присущей опере театральности — ведь и «Левиафан» очень театрален. В «Левиафане» Звягинцев не первый раз использует работы Гласса: в «Елене» 2011 года звучала его третья симфония. Режиссер рассказывал, что это вышло случайно: он заглянул в музыкальный магазин в Лос-Анджелесе перед отъездом в Москву, и наткнулся на диск с симфониями Гласса — раньше он не слышал его музыку, за исключением саундтреков. Когда съемочная группа связалась с музыкантом насчет авторский прав, Филип Гласс предложил написать новый материал специально для фильма — но Звягинцеву нужна была только «Симфония № 3», третья ее часть. «Эпизоды, в которых по задумке она должна была звучать, в сценарии были названы "Дорога Елены", "Дорога Владимира", "Вторая дорога Елены". И везде ритм шагов персонажей и ритм музыки не только точно соответствовали друг другу, но и, благодаря им ,появлялся некий новый смысл. Возникало отчетливое чувство — вот-вот что-то случится», — говорил режиссер. Триллер 2007 года — первый фильм Вуди Аллена после комедии «Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить», для которого была написана оригинальная музыка, и ее автором стал Филип Гласс. Интересно и то, что это первый для режиссера случай, когда дорожка записана в стереоформате, причем у картины объемный эффект создается исключительно благодаря саундтреку — речь героев по-прежнему монозвучна. Фильм Пола Шредера о японском писателе Юкио Мисиме — одна из первых кинематографических работ Филипа Гласса. Музыка к байопику, продюсерами которого выступили Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас, завоевала награду за художественный вклад на Каннском фестивале 1985 года и, наряду с операторской работой, была особо отмечена на Rotten Tomatoes, где фильм получил рейтинг 95%. Фрагменты саундтрека были позже использованы в других лентах, например, в драме «Шоу Трумана» с Джимом Керри и в психологическом телесериале «Мистер Робот». Антиутопия Питера Уира в 1999 году удостоилась трех «Золотых глобусов»: двух за актерскую работу (Джим Керри был отмечен как лучший драматический актер, а Эд Харрис — как лучший актер второго плана), и одного за оригинальную музыку, написанную Буркхардом фон Даллвитцем и Филипом Глассом. Причем последний даже появился в фильме в камео. Помимо оригинальных дорожек, в «Шоу Трумана» прозвучали и другие композиции Гласса: из лент «Мисима: Жизнь в четырех главах», «Поваккатси» (сиквел «Койяанискаци») и короткометражки «Анима мунди». Работы Гласса и Даллвитца перемежаются с произведениями Шопена и Моцарта — соседство и лестное, и заслуженное. «Кундун» — еще один байопик в фильмографии Филипа Гласса. Историческая драма Мартина Скорсезе посвящена Далай-ламе XIV, лауреату Нобелевской премии мира 1989 года. За музыку к картине Гласс был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус», но обе награды уступил Джеймсу Хорнеру за вышедший в том же 1997-м «Титаник». Документальный фильм режиссера Эррола Морриса, снятый в 1988 году, рассказывает историю Рэндолла Адамса, получившего из-за полицейского сговора пожизненный срок за убийство, которого он не совершал. Критики, высоко оценившие картину (на Rotten Tomatoes — стопроцентный положительный рейтинг), называют ее одной из лучших документалок в истории, а режиссер считает примером постмодернизма в кинематографе — к постмодернистам иногда относят и Филипа Гласса. В марте 2007 года вышел первый трейлер трехмерной видеоигры Grand Theft Auto IV. Ролик под названием Things Will Be Different демонстрировал основные возможности проекта, а кадры обновленного Либерти-Сити сопровождались композицией Гласса Pruit Igoe из фильма «Койяанискаци». В самой игре этот трек включали на радиостанции The Journey (жанр описывали как чил-аут): там же ставили мультиинтструменталиста Жана-Мишеля Жарра, пионера эмбиента Стива Роуча, IDM-электронщика Афекса Твина и основателей Берлинской школы электронной музыки Tangerine Dream — подборка, призванная показать взаимосвязь академизма и электроники во всей красе. Ремикс британской группы Plaid на Metamorphosis 5 — интерпретацию музыки Гласса нью-йоркским пианистом Брюсом Брюбейкером — хоть и не стал саундтреком к какому-нибудь фильму, но выступает идеальным бонус-треком к подборке. Филип Гласс, родивший в 1937 году и начавший творить в 1964-м (больше 50 лет назад), в такой интерпретации звучит как нельзя более современно, и сразу понятно, насколько сильно он повлиял на нынешнюю музыку.

Гласс — алмаз
© Lenta.ru