Симфония ленинградского подвига
73-ю годовщину снятия блокады Ленинграда «Ленфильм» отметил специальным показом британского фильма «Ленинградская симфония — пророчество победы». Документальная картина режиссера Тима Кирби посвящена легендарному исполнению Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в 1942 году. Один из эпизодов фильма — современное исполнение Седьмой симфонии. Дирижер — Максим Шостакович, сын Дмитрия Дмитриевича. В Большом зале филармонии, кроме съемочной группы, только трое слушателей. Музыковед Иосиф Райскин — в марте 1942 года он, семилетний мальчик, оказался на премьере Седьмой симфонии в Куйбышеве, где Шостакович был в эвакуации. И две блокадницы, слушавшие симфонию в тот самый день, 9 августа 1942 года в осажденном городе. Дирижировал тогда Карл Элиасберг. — Фильм меня очень взволновал — я словно вновь оказалась там, в той жизни, — поделилась с «Известиями» одна из слушательниц, Тамара Королькевич. — Вспомнилось, каким шоком стали для нас голод, холод, бомбежки. Мы ведь раньше ни с чем подобным не сталкивались... Полной неожиданностью было увидеть на экране фотокарточку, на которой запечатлены дочка и мой покойный муж, артист оперетты Анатолий Королькевич, через год после войны написавший о жизни блокадного Ленинграда книгу «А музы не молчали». Искусство во время Второй мировой — эта тема в последнее время всё чаще оказывается в центре внимания кинематографистов. Достаточно вспомнить фильм «Франкофония» Александра Сокурова. Но сюжет, связанный с произведением Шостаковича, принципиально иной. Он — не о беззащитности культуры в разгар войны и даже не о стойкости, позволяющей человеку творить в самых страшных условиях, а о том, как искусство ведет человека к победе. Авторы фильма начинают свое повествование от Петра Великого, «начертавшего город-симфонию», до других императоров, «сделавших собственную оркестровку города». Далее — рассказ о революции и последовавших за ней репрессиях... Фильм длится почти полтора часа, и, как заметил на показе режиссер, это — дольше, чем продолжается сама Седьмая симфония. Столь долгий экскурс в историю города вряд ли откроет что-то новое россиянам — он ориентирован прежде всего на британского зрителя. — В последнее время интерес к симфонии Шостаковича в Великобритании усилился, вышло несколько замечательных книг на эту тему. Этим фильмом англичане отдают дань памяти жертве ленинградцев, — подытожил просмотр генеральный консул Великобритании в Санкт-Петербурге Кит Аллан. Привередливому зрителю может помешать войти в эмоциональный контакт с фильмом его интонация — силы авторов словно направлены на то, чтобы воззвать к сочувствию. Впрочем, возможно, Тим Кирби прав, и только таким образом сегодня можно пробить «скорбное бесчувствие». Хотя тема фильма отводит вопрос о его художественной форме на дальний план. Куда важнее — факт обращения британских документалистов к трагическому эпизоду российской истории и культуры.